Познакомить с понятием звук в старшей группе. Конспект занятия в старшей группе на тему "неречевые звуки". Игра «Немые звуки»

Разработала учитель-логопед

Гимадиева Людмила Павловна

МБ ДОУ д/с № 53 Асбестовского городского округа Свердловской области.

Цель: Формирование представлений о звуках.

Коррекционно - образовательные: Формирование представлений о звуках. Знакомство с понятием «Звук», «Звуки речи». Расширение словарного запаса. Развитие понимания обращенной речи.

Коррекционно-развивающи е: Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, развитие пространственного восприятия, ориентировки в схеме собственного тела, ориентировки в схеме тела человека, сидящего напротив, слухового внимания, координации речи с движением, развитие быстроты реакции, длительного плавного выдоха.

Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: Звучащие игрушки, ширма, индивидуальные зеркала, артикуляционный профиль, артикуляционная гимнастика в картинках, карточка подсказка «Звуки», аудиозапись песни Радионяня «Что такое звук», аудиозапись разных звуков: шуршание бумагой, ревущий мотор, плачущий ребенок, рычание льва, вой ветра и т.д.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте дети!

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие (т.е. далеко от своего города). Длится оно будет целый год.

Ребята, мы на наших занятиях попадем в город Красивой речи. Наши встречи будут интересными, иногда трудными.

Как называют людей, которые путешествуют?

Путешественники - люди совершающие путешествия с научными целями, чтобы что-то узнать.

Значит, кем мы с вами станем?

Путешественниками.

2. Игра «Кто внимательнее» (ориентация в схеме собственного тела, ориентация в схеме тела человека, сидящего напротив).

Для того, чтобы не заблудиться, нам нужно хорошо ориентироваться в пространстве, в незнакомой местности..

Покажите свою главную руку, которой вы держите карандаш. Назовите её. Поднимите другую. Назовите.

Покажите своё левое плечо, правую бровь, ухо. Левой рукой покажите правый локоть. Правой рукой левый глаз. Левой рукой левое ухо.

Сядьте на свои места. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите правое плечо соседа. Левую руку соседа.

Вы готовы к путешествию.

3. Сообщение темы.

Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

Вот сейчас и узнаем что такое звуки.

4. Игра «Молчанка».

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по- разному. Послушайте эти звуки. (аудиозапись разных звуков - шуршание бумагой, ревущий мотор, плачущий ребенок, рычание льва, вой ветра и т.д.).

5. Игра «Угадай, что звучало».

Ребята, посмотрите, что стоит на столе? - Мишка, кукла, лошадка, погремушка, свисток, юла (звучащие игрушки).

Как можно все эти предметы назвать одним словом? - Игрушки.

Посмотрите перед вами игрушки одинаковые или разные?

Разные.

А чем они отличаются, как вы думаете? Размером, цветом, а ещё они сделаны из разного материала.

Перечислите из какого материала они сделаны? - С помощью логопеда дети отвечают: плюшевый мишка, резиновая кукла, пластмассовый свисток, погремушка, железная юла.

А для чего нам нужны игрушки? - Чтобы играть.

Вот сейчас игрушки с вами и поиграют.

Вам нужно отгадать эти предметы по звучанию, но сначала, уточним их название игрушек. (Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало).

Как вы думаете, что вы слышали? Как это называется одним словом?

Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши - это орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Ответы детей - помощь логопеда).

Ребята, послушайте: А, К, У, О, Т, Б, Д

Как вы думаете, звуки, которые произнесла я, и звуки которые издают игрушки одинаковые или разные?

Разные.

Чем отличаются? (Ответы детей). (Речевые - неречевые)

А звуки, которые мы будем изучать на наших встречах - это звуки речи. - Звуки - это то, что мы слышим и произносим. (Выставляется карточка - подсказка). Закрепляется понятие «Звук» и соотносится с карточкой-подсказкой.

Путешествие мы продолжаем

И слова все повторяем

Звуки все мы произносим.

Что не ясно сразу спросим.

Все живые существа тоже издают звуки.

6. Физкультминутка с мячом игра «Кто как разговаривает»

Мяч лови, да поскорей

Назови язык зверей.

Логопед поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает, ворона каркает, кошка мяукает.

Звуки издают животные, а мы с вами - говорим. (Звуки - это то, что мы слышим и произносим).

7. Игра «Домик звуков».

Что помогает нам произносить звуки? (Губы, язык). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот - домик звуков. Логопед знакомит детей с органами артикуляции.

И не сбиться с пути,

Не цепляться за сучок,

Разомните язычок.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Чтобы закрепить понятие звук прослушайте песню Радионяни «Что такое звук».

8. Итог.

Чем мы сегодня занимались? - путешествовали, играли.

Что мы слушали?

Чем мы слушали?

Чем произносили звуки?

Что нового узнали? О чем ещё хотелось бы узнать?

Путешествовали долго

Мы идём сейчас домой!

Но не бойтесь вместе скоро,

Мы придем сюда с тобой.

Список литературы:

  1. Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук Мяч и речь.- СПб.: Дельта, 2001. — 96 с.
  2. Е.А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов. -М.: Изд. Владос, 1999.

Занятие по обучению грамоте « Дружим с буквами разными, гласными, согласными»

Тема: « Звуки [А] [О] [У]. Гласные буквы А,О,У.

(старшая группа)

Цели:

Коррекционно-образовательные:

    Закрепить понятие «звук» «буква»

    Знакомство с понятиями «слог»,

    проводить звуковой анализ слов.

    различать:

гласные, в начале и конце слова

    упражнять в определении позиции звука в слове.

    закреплять графические образы букв «А», «О», «У».

Коррекционно-развивающие:

    развивать фонематическое и зрительное восприятие, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику;

    проводить звуковой анализ слова, различать гласные, в начале и конце слова;

    называть слова с заданным звуком.

Коррекционно-воспитательные:

    стимулировать речевую активность, обогащать эмоциональную сферу, развивать коммуникативные качества.

    Воспитывать познавательный интерес, самостоятельность при выполнении заданий.

Оборудование : Буквы А, О, У. Фишки красного, синего, зеленого цвета. Демонстрационные картинки. Раздаточные картинки. Паровозик с вагончиками. Картинки клоунов с шарами красного, синего и зеленого цвета.

Предварительная работа : Разучивание стихотворений «Аист» и «Слово делится…»

Правило поведения на занятии.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Основная часть.

Сообщение темы занятия.

Сегодня на занятии мы будем говорить о буквах, звуках и слогах.

Звук, это то, что мы слышим. Буква, это то, что мы видим, пишем, читаем.

Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

На данном этапе реализуется следующие задачи:

    уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

Анализ артикуляции звука [у].
Звучит сигнал паровоза: У-У-У!

- Что это гудит? Давайте поиграем в « Живое зеркало» (дети смотрят друг на друга и произносят звук).

Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [у] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами). Воздух свободно выходит изо рта и не встречает на пути преграду. -

Посмотрите, воздушная струя выходит через «Трубочку» свободно, нет никакой преграды. Мы можем звук [у] голосом долго тянуть, петь. Поэтому он называется гласным, от слова «голос», «глас».

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Звук получается гласный

А где же буква, обозначающая этот звук? Дети находят букву и ставят её рядом со звуком. Детям предлагается найти картинку, в названии которой вначале слышится звук [у] и поместить ее рядом со звуком и буквой У.

Воспитатель читает стихотворение:

Что везет автомашина?

Все, что есть на букву «А»

Вот арбузы, апельсины,

Ананасы и айва.

Какой звук вы слышите в начале всех этих слов?

Дети смотрят в «живое зеркало» (звук [ a ] выходит изо рта свободно и не встречает преграду)

Его обозначим красным кружком, фишкой:

А где же буква, обозначающая этот звук? Дети находят букву и ставят её рядом со звуком. Детям предлагается найти картинку, в названии которой в начале слышится звук [а] и поместить ее рядом со звуком и буквой А

Ребята, к нам в детский сад сегодня принесли письмо. Это письмо от Буратино

В письме картинка с изображением аиста

Загадка:

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Дети отгадывают загадку и определяют, какой звук слышат в начале этого слова.

Раз, два, три, четыре, пять.

Очень трудно так стоять.

И не падать, не качаться,

И за столик не держаться.

Дети стоят на одной ноге, руки в стороны

Физкультминутка «Аист»
Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

- Топай - правою ногой (раз, два, три),

Топай - левою ногой (раз, два, три),

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,

После - правою ногой,

После - левою ногой,

Вот тогда придешь домой

Знакомство со звуком [о].

Послушайте стихотворение. Подумайте, какое время года описывает поэт.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья.

Птички улетели

В теплые края.

- Какой первый звук в слове осень? Посмотрите, как я его произношу. (Губы округлены и немного выдвинуты вперед,) Произнесите звук [о].(живое зеркало)

Дети анализируют артикуляцию звука [о]. Делают вывод: звук [о] гласный. Обозначают его фишкой.

А где же буква, обозначающая этот звук? Дети находят букву и ставят её рядом со звуком. Детям предлагается найти картинку, в названии которой вначале слышится звук [о] и поместить ее рядом со звуком и буквой О.

Итог занятия.

Логопед: Молодцы ребята, вы славно потрудились и многое сегодня узнали. А давайте ещё раз вспомним, о чем сегодня мы говорили? (ответы и высказывания детей)

В письме Буратино обращается к вам с просьбой. Мальвина задала ему задание, а он не может с ним справится. Поможете ему? Детям раздаются карточки от Буратино.

А О У

Образец : А, О, У

А О У

Образец : А, О, У

о у к м ю щ а н н р ч О х д ы и А м п р в У ц м ж к еО г н л т а н х л ы А д ы н А ц д ж н ц у ц х п д д О и О щ т э У ю я р ж О б и т ч г А

Детям предлагается: обвести буквы красным карандашом.

А –квадратом, О-кругом, У-треугольником.

Задачи: познакомить с понятием «звук»; формировать представления о «неречевых» звуках; развивать слуховое восприятие, слуховое внимание и память на базе музыкальных звуков, звуков природы и предметов окружающего мира; развивать пальчиковую моторику и чувство ритма и умения переключаться.

Оборудование: аудиозапись со звуками природы; поднос: вода, бумага, целлофановый пакет, кубики, ложка в стакане, машинка, ножницы, ключи, будильник); игрушка Петрушка, ширма, игрушки (или картинки) - кошка, собака, корова, музыкальные инструменты дудочка, бубен, колокольчик, барабан, погремушка и т.д.)

I. Организационный момент:

Игра. «Бывает, не бывает?»

Я скажу предложение. А ты должен подумать, и сказать, бывает такое или нет.

Летом бывает очень жарко. Мясо любит собаку. Аня надел голову на шапку. Елки растут в лесу. Карандаш рисует девочкой. Оля рисует мишкой краски. Зимой бывает очень холодно. Косточка любит собаку. Бантик завязывает девочку. Мышка ловит кошку. Деревья растут в лесу. Ручка пишет мальчиком.

А как бывает?

II. Основная часть.

1. Игра «Что это?».

Отгадай загадку.

Он слетает белой стаей,

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Почему снег тает? А как ты узнал, что снег холодный?

Что помогает узнавать холодное или горячее? (руки, кожа)

  • А теперь закрой глаза. Ребенку близко подносят очищенный апельсин (яблоко

и.д.).- Что это?

Как ты понял, что это апельсин? (по запаху)

Что помогло узнать, что это апельсин? (нос)

Посмотрите, что у меня находится на столе?

Часы, бумага, ножницы, пакет, ключи, 2 стакана, ложка, кубики, машинка.

Откуда Ты узнал? (увидел)

Значит, что помогло увидеть? (глаза)

2. Игра «Угадай звук».

Я показываю, а вы внимательно слушаете - как это звучит? («бульканье» воды, шелест бумаги, целлофанового пакета, стук кубиков, ложки в стакане, машинка едет, ножницы режут, звон ключей, будильника)

Мы слушали звуки предметов! Что нам помогало слышать? (ушки)

Пусть твои ушки снова угадают звук. Отвернись и послушай. (Ребенок должен угадать прослушанные звуки). Это звуки предметов - неречевые звуки.

Физ. минутка.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Вместе мы подружимся

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять

3. Игра «Кто это?»

Раздается лай собаки, мяуканье кошки, мычанье коровы (взрослый изображает, либо голоса животных с аудио)

Кто это?

Как ты узнал, что это собака, кошка и корова?

Что помогло услышать? (уши)

Животные тоже могут издавать звуки. Предметы и животные издают неречевые звуки.

Мы слушали звуки природы!

Какие звуки ты учишься различать? (неречевые звуки)

5. Игра «Музыкальные инструменты » Слышится стук, появляется Петрушка (или другой сказочный персонаж)

Кто это? Что принес Петрушка? (музыкальные инструменты: дудочку, бубен, колокольчик, барабан, погремушку и т.д.)

Послушайте, как они звучат.

Отгадайте, на каком инструменте играет петрушка?

Какие звуки издают музыкальные инструменты? (неречевые)

6. Человек может тоже издавать неречевые звуки. Ты можешь похлопать, потопать, посвистеть, постучать (одновременно это делать).

Игра «Тихо-громко» (Е. Железнова «Веселая логоритмика».Развивалочка от 1 до 5. №10 «Тихо-громко»)

Звуки бывают громкие и тихие. Давай пригласим Петрушку поиграть. Будем под музыку громко хлопать в ладоши и тихо стучать пальчиками.

. Дидактическая игра «Доскажи словечко» на развитие слухового внимания и словесно-логического мышления.

В чаще голову задрав,

Воет с голоду… (жираф).

Клубком свернулся - ну-ка тронь!

Со всех сторон колючий… (слон).

Под луною песню петь

Сел на веточку… (медведь).

Длиннее шеи не найдешь

Сорвёт любую ветку… (ёж).

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый… (волк).

Быстрее всех от страха

Несется… (черепаха).

Зимой в берлогеВидит сон

Лохматый,Косолапый…(слон).

По горной круче проходил

Обросший шерстью.(крокодил).

В теплой лужице своей

Громко квакал.(воробей).

Над лесной полянойНочью

Долго слышалсяКошмар:

Ухал, ахал,Выл по-волчьи

И пугал зверей…(комар).

На заборе по утру

Кукарекал…(кенгуру).

Ест осокуВ речке Нил

Неуклюжий…(крокодил).

Над лесомСолнца луч потух,

КрадетсяЦарь зверей…(петух).

Все преграды одолев,

Бьет копытом верный…(лев).

Сено хоботом берет

Толстокожий…(бегемот).

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать…(воробей).

По сосне, как в барабан,

Застучал в лесу…(баран).

Кто любит по ветвям носится?

Конечно, рыжая…(лисица).

Хвост веером, на голове корона

Нет птицы краше, чем…(ворона).

7. Чтение стихотворения «Разные звуки». Я прочту, а Вы скажете, какие звуки услышали?

Где-то собаки рычали: Р-р-р! Змеи в лесу шипели: Шшш!

В стойле коровы мычали: -Мммуу! А комары все пели: - Ззз!

В комнате мухи жужжали: Жжж! Непоседа мячик днем и ночью

Мимо машины бежали: Тррр! Успокоиться не хочет: Пам! Пам!

Гудели от ветра все провода: Зззнь! Куклы кашляют в постели-

Капала в кухне из крана вода: -Динь! Днем мороженое ели!

Перекликались в ночи поезда: -УУУ! УУУ! - Кхх! Кхх!

Листья на ветру шумели: -Тсс!

Тебе понравилось играть?

Какие помощники помогают узнавать предмет? (глаза, нос, руки, кожа, уши)

Что ты слушал? (звуки).

Какие звуки ты слышал? (природы, предметов, муз.инструментов).

Как называются эти звуки? (неречевые звуки)

В следующий раз ты узнаешь, что такое речевые звуки.

Олеся Герасименко
Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Изучение понятия «гласный» и «согласный» звук»

Задачи :

1. Познакомить детей с понятием «гласный » и «согласный » звук ;

2. Уметь отличать «букву» от «звука » ;

3. Развивать мелкую моторику и координацию движений;

4. Развивать фонематический слух;

5. Закреплять умения делать звуковой анализ слова ;

6. Применить дифференцированный подход к выполнению заданий.

Материалы : карточки для звукового анализа слова ; лента букв; песок; фишки

Ход НОД

1. Сюрпризный момент (дети стоят на ковре)

Давайте, послушаем мелодии, которые я вам подготовила.

(хруст снега под ногами, пение снегирей, зимняя вьюга, катание на коньках и на лыжах)

Что вы слышали, ребята?

Все, что мы произносим, читаем, пишем, как это называется? (Наша речь) .

Из чего состоит наша речь? (из слов)

А слова? (из звуков )

А увидеть звук мы можем ? А написать звук можно ? (буквами)

- Звук мы произносим и слышим. А буквы мы видим и пишем.

2. Знакомство с понятием «гласные звуки » .

Сегодня я хочу рассказать вам о звуках , которые произносит человек.

Давным-давно жили-были звуки . И было их шесть. У каждого звука был свой характер :

А - радостный и веселый, (он любил широко открывать рот )

У - умный, (складывал губки трубочкой, как уточка)

О - очень любил всему удивляться, (его ротик был похож на колесо)

И - игривый, улыбчивый, (ротик его всегда улыбался)

Э -рассудительный, (его рот был приоткрыт , а язык с выгнутой спинкой приподнят)

Ы - самый настойчивый, (пел низко, немного улыбаясь с приоткрытым ртом , с оттянутым назад языком)

Звуки были разными , но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и высоко , и низко, и громко, и тихо. Ходили звуки по свету , голосисто пели, за это их стали называть гласными звуками , а чтобы они отличались от других звуков им подарили красные рубашки.

-Гласные звуки мы можем пропеть и воздух во рту не встречает преград!

Есть песенка, которая поможет нам запомнить, как же произносятся гласные звуки .

Заучивание стихотворения

- Гласные тянутся в песенке звонко,

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать

И в колыбели ребенка качать

Я уже говорила, что гласные звуки любили петь . Вот сейчас мы и попробуем с вами спеть, что же у нас получится. Выходите гласные звуки к доске .

(закрепить за ребенком определенный звук )

А) группа1

-Гласные звуки хорошо пели :

По одному (-А-, -У-, -О-, -И-, -Э-, -Ы-)

Парами, дуэтом (АО, УИ, ЭЫ; АУ,ОЫ, ЭИ)

По трое, трио (АУО, ИЭЫ

Б) группа2

Звуковой анализ слова (дым, дом, мак,сыр, лук)

Как мы делали звуковой анализ слова ?

Для чего нам нужны клеточки?

Ваше задача-найти гласный звук , определить где он стоит (в начале, в конце, в середине) и выделить его теперь красной фишкой, а не белой)

В) группа3

Упражнение «Узнай звук , который я произнесла без голоса»

4. Физминутка. Игра «Затейники»

5. Проверка звукового анализа . Работа 1-2 детей и у доски.

6. Знакомство с понятием «согласные звуки » .

В русском языке есть и другие звуки . Послушайте продолжение сказки.

Сказка о согласных звуках

Так себе и жили гласные звуки : «А» , «О» , «Э» , «У» , «Ы» , «И» очень долго. Пели звонкие песни, но вот однажды их услышали другие звуки . И так им тоже захотелось петь, что они попросили гласные звуки их научить петь .

"П-П-П" - запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал : "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".

"Т-Т-Т" - застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".

"К-К-К" - закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.

«Ф-Ф-Ф – зафыркал звук «Ф» .

"Не печальтесь, не певучие звуки , - сказала голосистая девочка - звук "А", - Мы, гласные звуки , сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны ?" "Согласны ! Согласны !" - закричали звуки . И с тех пор их стали называть согласные звуки .

Вопросы :

А как вы думаете, почему согласные звуки не смогли ничего спеть?

Что им мешало петь? Что встречают на совеем пути согласные звуки ? (преграду-язык, зубы, губы)

Есть песенка и про согласные звуки , которую мы тоже постараемся выучить и повторять на каждом занятии .

Заучивание стихотворения

А согласные согласны –

Шелестеть, свистеть, сопеть,

Громко хлопать и шипеть,

Но не хочется им петь.

И вот согласные звуки тоже захотели себе рубашки. И им гласные звуки подарили рубашки синего и зеленого цвета.

А почему некоторые согласные звуки выделены синим и зеленым цветом, как вы думаете?

(синий-всегда твердый, зеленый – всегда мягкий; а если показан и синий и зеленый цвет-то звук бывает и мягким и твердым)

Знакомство с лентой звуков .

7. Закрепление понятий «твердый-мягкий звук »

Работа у доски, за столами. Звуковой анализ слова кит и кот.

Сколько звуков в слове кит ?

Сколько гласных звуков ? Назовите гласные звуки ? Какой фишкой мы отмечает гласные звуки ? («И» , «О» красным)

Остальные звуки как называются ? (согласные )

В слове кит назовите первый звук («Кь» , «К» ); последний («Т» )

Какую фишку мы поставим на звук «КЬ» , «К» ? почему?

Какую фишку мы поставим на звук «Т» ? почему?

8. Практическая часть.

Но однажды сели звуки на полянке и задумались :

Как же так? - говорит А. - У всех есть дома, а у нас нет

У зверей - у кого дупло, у кого берлога, - поддержал У.

О, и у каждой птички есть гнездо! - подхватил О.

И люди в домах живут, - тихонько заметил И.

Это что же получается? Одни мы без постоянного места жительства! - возмутились Э и Ы.

Ребята, а где живут звуки ? (Ответы детей) Каждый звук живет в своей букв

Звук А живет в букве А , звук О живет в букве О и т. д. Вот и они подумали-подумали, тоже себе домики захотели.

Из чего или как можно буквам домики смастерить? (Предположения детей) Можно построить из соломы, из кирпича, из брёвен, изо льда…

А я предлагаю вам построить домики для наших звуков из …

Только вы должны отгадать загадку :

Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

Угадали что? - (песок)

А песок наш непростой,

он волшебный и живой!

Алина :

Правила поведения

Чтоб заданья выполнять

Надо правила все знать.

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Ты с песком играй, лепи,

Только руки не мочи.

Будет наш песок сухой

И подружится с тобой!

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Я хочу построить дом,

Чтобы звуки жили в нём .

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

«О» в окошечко глядит,

«Ы» на крыше там сидит,

«И» стоит на лесенке,

распевает песенки,

«У» заснул у нас в трубе,

не дождался звука «Э»

«А» в гамак забрался,

Загорать собрался.

Вот такие гласные , гласные – прекрасные !

Работа с песком.

7. Рефлексия (на ковре)

Ребята, подумайте, что для вас было сегодня сложным, что простым, что интересным, а что нет?

Какие звуки называют гласными ? Какие согласные ?

Что мы узнали о звуках ? (их мы слышим и произносим)

Что мы узнали о буквах? (мы их пишем и видим)

Сегодня хочу отметить тех ребят, которые активно отвечали и работа на занятии…

В ходе совместной работы ребенка и взрослого, выполняя простые, но увлекательные опыты, дети смогут сделать свои первые шаги в науку. Наука помогает находить решения всевозможных задач и дает нам возможность понять, почему происходит именно так, как оно есть, а не иначе. Детское экспериментирование строится ребенком и направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.

Показать детям , как рождается звук и какими свойствами он обладает. (Звучит только то, что дрожит и колышется). Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: воздуху, металлу. Звук-это волна невидимая, но слышимая.

Образовательны е:

Упражнять в звуковом анализе слова; закреплять представление о предложении, учить определять количество слов в предложении, анализировать схемы предложений; определять количество слогов в слове. Развивать умение изменять интонацию в зависимости от вида предложения.

Развивающие: способствовать развитию логического мышление , научиться замечать соответствие.

Воспитательные : воспитывать умение слушать товарищей, интерес к занятию, любознательность, упражнять во взаимопроверке.

Материал: колокольчик , бумага на каждого ребенка, баночки с водой и пустая, счетные палочки, будильник, гитара, таз с водой, камушки по количеству детей, карточки, простые карандаши, буквы, картинки (шмель, комар, пчела, слон, змея, кузнечик).

Предварительная работа: знакомство и заучивание стихов про буквы а, о, и, у, беседа о том, кто как кричит.

Ход занятия

I. Вводная часть

1. Сюрпризный момент

II. Основная часть

1. - У вас на столе лежит бумага 2 видов, сравните ее по толщине, отличается? Скомкайте тонкую бумагу, затем толстую. Звуки отличаются? Когда комкали тонкую бумагу, какой слышали звук? А толстую? Какой можно сделать вывод? Чем тоньше бумага, тем звук выше. Чем толще, тем звук ниже. Что напомнил вам этот звук? (шелест листьев).

2. - Поднесите ко рту полоски бумаги и подуйте на нее. Что напоминает вам этот звук? (вой ветра).

3. - А сейчас медленно по капельки перелейте из одной баночки воду в другую. Что это за звук? (дождя, капели, звон ручья).

4. - Спойте песенку комара, жука, поиграйте языком, как я. (упражнение "лошадка") Что напоминает вам этот звук? (стук копыт). Все эти звуки мы сами создавали, а сейчас давайте закроем глаза и послушаем тишину. Откройте глаза. Какие звуки вы услышали?

5. - Ребята, я хочу вам открыть первый секрет. Звучит только то, что дрожит или как говорят ученые "колеблется". Хотите в этом убедиться. Пододвиньте к себе счетную палочку. Она звучит? А почему? Потому что она находится в покое. Звучит только то, что колеблется и сейчас она у нас зазвучит. Положите счетную палочку на край стола, прижмите один конец рукой к столу, а другой рукой дерните за свисающий кончик.

Услышали звук, а почему? /потому что палочка дрожала/.

Будильник звучит? /нет/. А почему? А сейчас почему зазвучал?

В каком случае гитара будет издавать звуки? /верно, если мы ее подергаем за струны/.

Почему звучит гитара? /потому что дрожит струна/.

6. - Поставьте пальцы на горло и произнесите чистоговорку: "Са - са - са - к нам летит оса. - Что вы почувствовали? /дрожание/. Верно, это дрожат ваши голосовые связки. Давайте повторим первый секрет Коли-колокольчика. Звучит только то, что дрожит.

7.- А сейчас я открою вам второй секрет. Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: по воде, по металлу, по проводу, но чаще всего по воздуху. /Предлагаю чашки, тарелки, блюдца - целые и с трещинками. Осторожно ударяю по ним ложечкой/.

Есть ли разница в звуке? Почему? У целой посуды звук чистый и прозрачный. У поврежденной - глухой. Это происходит оттого, что звук на своем пути неожиданно встречает препятствие (трещину) и как бы спотыкается о него, слабеет.

8. - Я открою вам третий секрет. Чем мы слышим? Куда попадает звук? /ухо/. А точнее на мембрану - маленькую пленочку, спрятанную внутри уха. Без нее мы не могли бы слышать.

8. - Бросьте камушек в тазик с водой. Что вы видите? /волны разбегаются в разные стороны/. То же самое происходит и со звуком. Ведь звук - это волна невидимая, но слышимая. У вас на столе лежат карточки. Что на них изображено? /звенящий будильник, пунктир, ухо/. Дорисуйте простым карандашом вот такую волну. Это схема позволит вам увидеть, как бежит звук и как он достигает уха.

Давайте повторим второй секрет. Звук - это волна, невидимая, но слышимая.

9. Игра "Кто как кричит?" /комар, пчела, шмель, кузнечик, слон, змея, жаба, цапля, кузнечик/.

Вы сказали, что комар, пчела, шмель кричат крыльями. А звук у них одинаковый? /нет/. - Верно, звуки они издают разные. Подумайте и скажите у кого самый высокий звук и почему? /комар, потому что он маленький, легкий, быстрее двигает крыльями и звуковые волны бегут быстро/. А низкий звук? /у шмеля/. Верно и звуковые волны бегут медленно. Змея - хвостом. Чешуйки трутся одна об другую. Слон - гортанью. Жаба квакает, надувая свое горло - "мешок". Кузнечик быстро трет лапки о крылья, издавая стрекот. Цапля просто щелкает клювом. Звук можно усилить и ослабить. Усилить с помощью рупора, ослабить - банку железную с гвоздями обернуть полотенцем.

Проблемная ситуация

Тебе завтра рано вставать, а будильник звучит слишком громко. Подумай, что можно сделать, чтобы не разбудить остальных, но проснуться самому? /накрыть будильник подушкой/.

Мы говорили про звуки нашей жизни, а сейчас поговорим про звуки нашей речи.

А. что это? /буква А/. А это а-а-а-а? /звук/. Чем отличается буква от звука? /букву мы видим и пишем, а звук слышим и произносим/. Расскажите стихи про эти буквы. А, О, И, У - Какие это звуки гласные или согласные? Почему? /гласные мы можем тянуть, петь, воздух не встречает препятствий/. Выложите из счетных палочек на столе любимую букву. Почему?

Поиграй со мной!

В эти игры можно играть с ребёнком в транспорте, по дороге в детский сад и домой, ожидая приёма у врача и пр.

«Первый звук». Нужно выделить голосом первый гласный звук в словах (а-а-аист, у-у-ухо, о-о-облако, и-и-ива).

«Цепочка слов». Взрослый и ребёнок поочерёдно произносят слова: каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч – чемодан – нос – санки – игла – абрикос).

«Назови одним словом». Взрослый называет несколько слов (дуб, ель, липа, осина). Ребёнок должен вспомнить и назвать обобщающее понятие (деревья).

«Придумай рифму». Взрослый и ребёнок поочерёдно называют слова и подбирают к ним рифму.

«Скажи наоборот». Взрослый называет слова: (горячо, солёный, старый, ночь, друг, горько, смеяться и т.п.), а ребёнок подбирает к ним слова с противоположным значением (антонимы).

«Отгадай». Взрослый описывает предмет, а ребёнок отгадывает, что он загадал. Затем игроки меняются ролями.

«Подбери как можно больше слов». Взрослый называет глагол, а ребёнок подбирает к нему слово, подходящее по смыслу. (Летит – воробей, комар, самолёт; плывёт – рыба, лодка, мальчик. И т.п.)

«Делим слова на части». Взрослый произносит слово, ребёнок повторяет его, сопровождая произнесение каждого слога хлопком в ладоши, затем говорит, сколько в слове частей. (Например: ма –га -зин. В слове три части.)

«Что из чего?». Взрослый составляет словосочетания (существительное + существительное), ребёнок заменяет одно существительное соответствующим прилагательным. (Мяч из резины – резиновый мяч, стакан из стекла – стеклянный стакан, сумка из кожи – кожаная сумка, шляпка из соломы – соломенная шляпка, поделка из картона – картонная поделка.)

III. Заключительная часть

Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Назовите три моих секрета?

Звучит только то, что дрожит.

Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: по воде, по металлу, по проводу, но чаще всего по воздуху.

Звук - это волна, невидимая, но слышимая.

Случайные статьи

Вверх