Магия чисел. Сонник Фарфор. К чему снится Фарфор во сне? К чему снится посуда новая красивая фарфоровая
Изделия из фарфора – успех во всех начинаниях;разбитый фарфор – Ваши заблуждения могут послужить причиной серьезных...
Выпускник вуза системы МВД России должен иметь не только глубокие теоретические знания, но и уметь применять их на практике. Именно поэтому большая роль в учебном процессе отводится практической направленности обучения курсантов и слушателей.
Практическое обучение курсантов и слушателей вносит значительный вклад в формирование профессиональных компетенций будущих сотрудников правоохранительных органов.
Практическое обучение - это, прежде всего, воспитание навыков и умений преломлять теоретические знания на решение практических задач. В рамках практического обучения должны моделироваться различные ситуации профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, отражающих реалии служебной деятельности. Основной целью практического обучения является углубление, закрепление и совершенствование теоретических знаний обучаемых, развитие у них специальных умений и навыков, проверка уровня их профессиональной подготовленности.
Многочисленны попытки разработать систему принципов практического обучения в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:
Для качественного практического обучения необходимо выполнять следующие требования:
Основными задачами практического обучения являются:
Необходимо отметить многоэтапность практического обучения курсантов и слушателей, предусмотренную рабочими учебными планами.
На каждом этапе практического обучения, в рамках которого необходимо осуществлять тесное сотрудничество с практическими органами МВД, курсанты и слушатели получают необходимый комплекс юридических знаний, в том числе прочно усваивают правовые основы применения практической деятельности полиции в процессе осуществления профессиональной деятельности сотрудника ОВД.
Можно определить следующие перспективы практического обучения:
Из достаточного разнообразия действенных форм практического обучения к основным формам относятся:
В целях успешного функционирования данной системы подготовки заключены договора с базовыми органами внутренних дел (как правило -комплектующие органы внутренних дел МВД России). Осуществляется непосредственное взаимодействие в ходе проведения практики, путем согласования и совместного планирования мероприятий, предусмотренных программой, что позволяет обеспечить непрерывный процесс формирования важнейших профессиональных качеств будущих специалистов органов внутренних дел .
Кратко характеризуя данные формы практического обучения, хотелось бы отметить, что каждая из форм его составляющих имеет важное значение.
Одной из эффективных форм практического обучения курсантов и слушателей является проведение выездных практических занятий в подразделениях ОВД с привлечением сотрудников этих подразделений. В ходе таких занятий курсанты и слушатели имеют возможность общения с практиками, непосредственно применяющими специальные технические средства в повседневной деятельности. Такие занятия, как правило, проходят с неподдельным интересом обучаемых.
Положительным моментом является именно ознакомление курсантов с работой сотрудников органов внутренних дел на реальных примерах решения оперативно-служебных задач стоящих перед службами и подразделениями. Кроме того, у курсантов имеется возможность познакомиться с техническими средствами, которые используются в профессиональной деятельности сотрудников, получить навыки их применения.
В системе профессиональной подготовки курсантов и слушателей практическое обучение играет важнейшую роль. Именно в ходе осуществления практического обучения преподаватели формируют будущего сотрудника органов внутренних дел, который сможет в полной мере выполнять поставленные перед ним задачи достаточно квалифицированно и правильно.
Практическое обучение направлено на решение образовательных задач и привитие учащимся навыков и умений применения теоретических знаний в реальной практической деятельности сотрудника полиции.
Реалии современной жизни и положение дел в системе Министерства внутренних дел приводят к необходимости дальнейшего повышения качества подготовки высококвалифицированных офицерских кадров, способных успешно решать задачи как по выполнению профессиональных задач, обучению и воспитанию подчиненных, так и по управлению вверенными им подразделениями в современной практической деятельности и повседневной жизни.
В этой связи повышается роль практического обучения, его дальнейшее совершенствование.
Исходя из вышесказанного, необходимо отметить, что тщательная подготовка к проведению практического занятия неизменно повышает уровень подготовки слушателей и курсантов. Так, например, специальная дисциплина «Специальная техника ОВД» носит прикладной характер, поэтому наибольший эффект в изучении данного предмета достигается именно на практических занятиях.
Основные дидактические единицы. Классические и инновационные формы теоретического и практического обучения в образовательном учреждении начального и среднего профессионального образования. Основания для выбора формы организации теоретического и практического обучения. Перспективы развития форм организации теоретического и практического обучения в образовательном учреждении начального и среднего профессионального образования. Специфика, структура, основные особенности и этапы проектирования учебного занятия теоретического / практического обучения по экономике, менеджменту, маркетингу.
И! 1. В профессиональной педагогике выделяют три группы организации образовательного процесса: теоретическую и практическую подготовку, контроль . Основной формой организации процесса обучения является урок (учебное занятие).
Урок (учебное занятие) - это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава педагогов и учащихся, систематически применяемая (в установленные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания . Сущность и назначение урока (учебного занятия) как целостной динамической системы сводится к взаимодействию педагога и обучающихся, целью которого является усвоение обучающимися знаний, навыков и умений, развитие их способностей, приобретение опыта деятельности и общения.
Эффективность и результативность урока (учебного занятия) во многом определяются его структурой. Структура традиционного урока (учебного занятия) включает четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание . Такой урок (учебное занятие) формирует знания, по не способствует общему развитию обучающихся, поскольку элементы традиционной структуры не отражают процесса их самостоятельной учебной деятельности.
Традиционный урок (учебное занятие) обладает лишь внешними признаками учебного процесса (организовать, спросить, объяснить, закрепить и т.д.) и не отражает внутреннюю его сторону (закономерности учебного познания, структуру учебной деятельности и др.).
2. Структура урока (учебного занятия) теоретического обучения - дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие . Различают дидактическую (основную) структуру и три подструктуры: логико-психологи- ческую, мотивационную и методическую.
Дидактическая структура состоит из трех этапов: 1) актуализация опорных знаний и способов действий; 2) формирование новых понятий и способов действий; 3) применение знаний, формирование навыков и умений .
Логико-психологическая подструктура урока (учебного занятия) включает создание проблемной ситуации и постановку проблемы; выдвижение предположений, гипотез и их обоснование; доказательство гипотез; проверку правильности решения проблемы; формулирование выводов; применение знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации .
Мотивационная подструктура урока (учебного занятия) содержит организацию и управление вниманием обучающихся; разъяснение смысла деятельности; актуализацию мотивационных состояний; совместную с обучающимися постановку целей занятия; обеспечение ситуаций успеха в достижении цели; поддержание положительных эмоций и состояния уверенности у обучающихся в своих действиях; оценивание действий, процесса и результатов обучения .
такой урок проводится совместно мастером и преподавателем специальной дисциплины.
В настоящее время урок (учебное занятие) часто рассматривается не столько с точки зрения формального сочетания и последовательности его этапов, сколько с позиции постановки и достижения целей и задач. Преподаватель в современной профессиональной школе свободен в выборе структуры, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания.
4. В качестве разновидностей урока (учебного занятия) выделяются следующие формы организации теоретического и практического обучения : лекции, семинарские занятия, лабораторно-практические занятия, экскурсии, консультации, зачеты, самостоятельная работа и др.
Лекция - занятие, на котором осуществляется передача готовых знаний обучающимся через монологическую форму общения . Это наиболее экономичная форма передачи и усвоения учебной информации. Основная дидактическая цель лекции - сформировать у обучающихся систему знаний об изучаемом объекте. Выделяют вводные, обзорные, эпизодические лекции. По характеру деятельности различают информационные и проблемные лекции. Выбор типа лекции зависит от цели, содержания учебного материала, применяемой системы обучения, особенностей обучающихся и т.п. Как правило, лекция завершается тем, что учащимся предлагаются вопросы и задания для самостоятельной работы, перечень литературы. Целью этого задания может быть как закрепление полученных знаний, так и подготовка к предстоящему семинару.
Семинар - это относительно самостоятельная организационная форма, предназначенная для подготовки обучающихся к самообразованию и творческому труду, которая предусматривает самостоятельную предварительную работу и обсуждение обучающимися вопросов, призванных обеспечить углубление, расширение и систематизацию знаний, выработку познавательных умений и формирование опыта творческой деятельности
Лабораторно-практические занятия - одна из форм организации педагогом учебной деятельности обучающихся, в которой доминирует их практическая деятельность, осуществляемая на основе специально разработанных заданий в условиях лаборатории (специально оборудованного кабинета) .
Наиболее характерной их чертой является организация самостоятельной работы обучающихся, которая проводится под руководством преподавателя. На этих занятиях используются различные приборы, инструменты, установки, технические средства, материалы и т.д. При методически правильной организации лабораторные занятия способствуют развитию мышления обучающихся, интеграции мыслительной и практической деятельности будущих рабочих, овладению обучающихся экспериментальным методом исследования (приобретение умений наблюдать, измерять и оформлять результаты, планировать, распределять обязанности между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль).
Консультация - это форма организации процесса обучения вне урока (учебного занятия) для одного или группы обучающихся по выяснению непонятных или сложных вопросов, тем, разделов программы в процессе изучения учебной дисциплины . Различают следующие виды консультаций. Вводные, или предварительные, консультации предшествуют изучению материала на уроках. Текущие консультации проводятся параллельно с изучением на уроках учебной программы с целью коррекции отдельных учебных умений обучающихся, более глубокого рассмотрения наиболее важных и сложных вопросов изучаемого материала. Заключительные консультации проводятся после изучения отдельной темы или раздела программы. Консультации могут быть обзорными и тематическими. Заключительные консультации бывают обзорными, а текущие, как правило, тематическими.
5. Самостоятельная работа. Сущность самостоятельной работы обучающихся заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности . Она является одним из важных средств подготовки обучающихся к активной самообразовательной работе, и в этом состоит ее основная дидактическая цель. Самостоятельная работа осуществляется как в ходе урочных занятий, так и во внеурочное время.
В профессиональной школе распространены следующие формы внеурочной самостоятельной работы: работа с учебной и справочной литературой (задачи - выделение главного, систематизация, анализ, обобщение, составление блок-схем, таблиц, алгоритмов и т.д.); выполнение сквозных и индивидуальных заданий по циклам дисциплин; изучение темы с малой группой обучающихся, каждый из которых занимается затем с несколькими обучающимися (с последующей защитой у преподавателя); разработка учащимися методических материалов по предмету (схем, таблиц, опорных конспектов, программ для ЭВМ, задач и т.д.); подготовка к наиболее ответственным или интегративным лабораторным работам; конкурсное выполнение разных заданий; изучение новой техники, технологии на базовых предприятиях, в лабораториях; самостоятельное изучение дисциплин под опекой преподавателя; выполнение специально подготовленных заданий развивающего характера (цель - более глубокое и прочное усвоение важных положений предмета) .
Эффективность той или иной формы организации обучения зависит от многих факторов, среди которых одним из основных является педагогическая, психологическая и методическая подготовленность преподавателей и обучающихся к ее реализации.
? Задание 18. Рассмотрите рабочие учебные программы по экономике, менеджменту, маркетингу, составленные в рамках ГОС (год на выбор) и ФГОС. Определите удельный вес теоретического и практического обучения. Заполните табл. 10. Обоснуйте, почему получается разница в часах, через специфику учебных дисциплин.
Таблица 10
Удельный вес теоретического и практического обучения по экономике, менеджменту, маркетингу (сравнение но ГОС и ФГОС)
Дисциплина |
Количество часов |
|||
ГОСТ (указать год) | ||||
Теоретическое обучение |
Практическое обучение |
Теоретическое обучение |
Практическое обучение |
|
Менеджмент |
||||
Маркетинг |
||||
Экономика |
? Задание 19. Предложите формы организации теоретического и практического обучения по экономике, менеджменту, маркетингу в контексте реализации ФГОС, опираясь на представленную выше информацию и информацию из курса «Общая и профессиональная педагогика». Заполните табл. 11. Выбор форм обоснуйте, приготовьтесь к представлению их в группе.
Формы организации теоретического и практического обучения по экономике, менеджменту, маркетингу
1. Понятие «организационная форма обучения». Под организационными формами обучения понимают способы организации учебного процесса, формы руководства деятельностью учащихся, а также структуру построения учебных занятий.
Организационные формы определяются целями и задачами обучения, количеством учащихся, охваченных дидактическим воздействием, характерными особенностями содержания разделов учебной программы, материально-техническим обеспечением обучения. Следовательно, выбор организационных форм зависит от различных факторов и только педагог профессионального обучения принимает решение, каким образом должна быть организована конкретная работа на данном занятии. Он должен ясно осознавать, в какой степени успех учебно-воспитательного процесса зависит от организационных форм.
2. Классификация форм организации учебной работы
В настоящее время в педагогическом процессе установились три основные формы организации учащихся: фронтальная (фронтально-групповая); звеньевая (бригадная); индивидуальная.
Фронтальная форма организации обучения заключается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания.
Другое преимущество фронтальной формы - в мобилизации дидактических ресурсов самого коллектива учащихся. Если материальная база позволяет организацию фронтального обучения, т. е. достаточно оборудования, инструментов и приспособлений, то такая форма способствует и перениманию одними учащимися удачного освоения приемов у других, а также тому, что выход из затруднительных ситуаций происходит за счет обмена опытом внутри группы.
Как и любая другая, фронтальная форма организации работы не идеальна. Ее недостатки являются оборотной стороной ее достоинств. Так, скажем, изначально не учитываются различия в развитии отдельных учащихся, вследствие чего - из-за неодинакового темпа работы - фронтальность нарушается.
Звеньевая (бригадная) форма организации обучения предполагает разделение группы при выполнении работ на подгруппы. Характерно, что каждое звено выполняет свое задание
Естественно, что при групповом выполнении задания усложняется руководство учебным процессом со стороны педагога, внимание которого дополнительно рассредоточивается.
Достоинства звеньевой (бригадной) формы очевидны. Она позволяет создавать правильное представление о современной организации труда на производстве. Звено может работать над более сложными объектами труда, решать более сложные производственные задачи, а это повышает интерес учащихся. Высока и воспитательная значимость работы в микроколлективе.
Наконец, эта форма, по существу, единственно возможный вариант для тех случаев, когда фронтальность не может быть обеспечена из-за недостатка оборудования.
Индивидуальная форма организации обучения экономически довольно дорога. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп учебы, максимально развить способности индивида, проявить личностные качества каждого обучающегося.
3. Выбор организационных форм обучения
Выбор организационных форм определяется: 1. особенностями учебного предмета; 2 содержанием учебного материала; 3. особенностями учебной группы.
4. Организационные формы профессионального обучения.
В системе профессионального образования чаще всего используют такие формы учебных занятий как: урок, лекция, семинар, лабораторное и практическое занятие, курсовое и дипломное проектирование, учебная практика, производственная практика, консультации, самостоятельные занятия учащихся и др.
Формы организации обучения
Формы теоретического обучения |
|
Формы практического обучения |
|
Внеаудиторные формы профессиональной подготовки |
|
Самообразование |
|
Заметим, что есть формы организации обучения, относящиеся как к одной группе выделенных нами форм, так и к другой. К примеру, курсовое и дипломное проектирование относится и к формам теоретического и к формам практического обучения.
Рассмотрим каждую форму организации обучения более подробно.
Урок – организационная форма, характеризующаяся постоянством отведенного на него времени, постоянством состава учащихся, проведением преимущественно в учебном кабинете, по расписанию, под руководством преподавателя.
В ходе урока решается комплекс дидактических задач: - сообщение новых знаний учащимся; - организация самостоятельного изучения нового материала; - повторение и закрепление пройденного материала; - обобщение и систематизация полученных знаний; - формирование практических умений; - контроль, анализ и оценка знаний учащихся; - развитие познавательной способности учащихся. Типы уроков: 1. Урок изучения нового материала; 2. Комбинированный урок; 3. учетно-обобщающий урок; 4. контрольно-учетный. Лекция - организационная форма, когда преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а учащиеся его активно воспринимают. При лекционной форме работы затрудняется индивидуализация обучения, позиция студента менее активна, ограничены возможности обратной связи между преподавателями и студентами, исключена возможность проверки усвоения знаний на практике. Типы лекций: 1. вводная; 2. установочная; 3. текущая; 4. заключительная; 5. обзорная. Структура лекции: вступление, основная часть, заключительная часть. В зависимости от способа проведения выделяются следующие типы лекций: - информационная; - проблемная; - лекция-беседа. Семинар - организационная форма, которая ориентирует учащихся на проявление самостоятельности в познавательной деятельности. Вопросы плана семинара должны быть краткими, четкими. Типы семинаров: 1. Семинар-беседа; 2. Семинар-заслушивание и обсуждение докладов и рефератов; 3. Семинар-диспут; 4. Смешанная форма семинара. Учебная экскурсия - организационная форма, которая позволяет изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях. Экскурсия позволяет установить связь обучения с жизнью.
Типы экскурсий: 1. вводная; 2. текущая; 3. заключительная. Учебная конференция - организационная форма, обеспечивающая педагогическое взаимодействие преподавателя и учащегося с максимумом самостоятельности, активности. Конференция направлена на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Она может проводится в связи с организацией производственной практики. Типы конференций: 1. вводная; 2. заключительная. Консультация - вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен, либо не усвоен совсем, изложение требований, предъявляемых к учащимся на зачетах, экзаменах. Виды консультаций: 1. Систематические; 2. Предэкзамеционные; 3. По курсовому и дипломному проектированию; 4. Консультации в период производственной практики. Консультации бывают индивидуальными и групповыми. Лабораторные занятия направлены на экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений, опытная проверка расчетов. Практические занятия - организационная форма, цель которой формирование профессиональных умений у учащихся, практических умений. Особое значение эти занятия имеют при изучении специальных предметов. Содержание практических занятий составляют: изучение нормативных документов и справочных материалов, анализ производственных ситуаций и т.д.
Производственная практика – проводится поэтапно и состоит из учебной, технологической и преддипломной. Ее цель: формирование профессиональных умений, связь теории с практикой.
Курсовое проектирование – применяется на заключительном этапе изучения учебного предмета. Работа выполняется в течение длительного времени наряду с ежедневной учебной работой. Курсовое проектирование завершается защитой курсовых работ.
Дипломное проектирование – применяется на завершающем этапе обучения и заключается в выполнении дипломной работы на основании которой ГАК выносит решение о присвоении квалификации выпускнику.
Формы организации производственного обучения
К организационным формам практического обучения принято относить способы организации студенческого коллектива для учебно-производственной деятельности, формы руководства этой деятельностью, а также структуру учебных занятий.
Урок производственного обучения проводится в учебных мастерских, на базовых предприятиях и т. п. в течение 6 академических часов с целью формирования у студентов системы практических профессиональных навыков и умений посредством включения их в учебно-производственную деятельность. Уроки производственного обучения подразделяются - на типы и виды. В зависимости от целей обучения выделяют следующие типы уроков производственного обучения: - урок по изучению трудовых приемов и операций; - урок по выполнению комплексных работ; - контрольно-проверочные работы; - совмещенный урок практического обучения
На уроке по изучению трудовых приемов и операций достигаются цели формирования у обучаемых системы производственно-технических знаний и достижения первоначального уровня сформированности навыков и умений по выполнению изучаемых трудовых приемов и операций. На уроке по выполнению комплексных работ достигаются цели формирования у обучаемых высокоразвитых навыков и умений по выполнению ранее изученных трудовых операций; формирования первоначальных навыков и умений по выполнению их сочетаний, характерных для осваиваемой профессии; формирования скоростных навыков выполнения учебно-производственных работ. Контрольно-проверочный урок производственного обучения проводится с целью выявления уровня сфор-мированности практических умений и навыков у студентов. Совмещенный урок производственного обучения характеризуется синтезом деятельности преподавателя теоретической специальной дисциплины и мастера производственного обучения, направленным на взаимосвязь теоретических знаний и практических действий с целью формирования целостной системы знаний, необходимой для осознанной операционно-практической деятельности. Такой урок возможен при наличии сопутствующих межпредметных связей. В зависимости от степени самостоятельности выполнения учебно-производственной деятельности выделяют следующие виды уроков производственного обучения: 1. урок-упражнение, 2. урок самостоятельного выполнения учебно-произ-водственных работ, 3. комбинированный урок. Урок-упражнение используется на этапе первичного усвоения обучаемыми трудовых приемов и операций. Урок самостоятельного выполнения учебно-производственных работ реализуется на этапе закрепления и совершенствования усвоенных ранее навыков и умений использования обучаемыми трудовых приемов и операций.
Комбинированный урок включает в себя структурные элементы, свойственные всем видам уроков производственного обучения.
Поскольку единой универсальной классификации форм практического обучения пока не существует, можно определить групповую и индивидуальную формы организации труда. - Групповая форма или бригадная характеризуется тем, что все студенты одновременно выполняют работу на определенном участке производства, применяя для этого одинаковое сырье, инвентарь, работая на одинаковом оборудовании, используя одинаковые технические средства и технологическую документацию. Такая форма организации практики создает благоприятные условия для коллективного инструктажа студентов, контроля над ходом занятия, взаимопомощи между студентами. Современное производство требует не развитие одной личности, а коллектива в целом. Участвуя в коллективном труде человек, познает не только других, но и себя: кто он есть, что он представляет для окружающих, что он может. При выполнении заданий, используя групповую или бригадную форму организации производственного обучения, в процессе совместной работы происходит совершенствование практических навыков более «слабых» в этом отношении студентов. Недостатками групповой формы практики являются необходимость больших площадей, большого количества однотипных рабочих мест, инвентаря, технических средств. - Индивидуальная форма способствует более рациональному и продуктивному использованию времени, отведенного на отработку упражнений; появляется возможность наилучшим образом учитывать личные качества каждого студента, определять его знания, постоянно следить за охраной труда и процессом приобретения умений и навыков. При индивидуальной работе каждый студент получает свое задание, которое он выполняет независимо от других. Также индивидуальная работа может применяться при работе с отстающими студентами.