Конспект индивидуального логопедического занятия употребление предлогов на. Конспект занятия «Предлоги «В», «На», «Под» — старшая группа. Ход непосредственно-образовательной деятельности

Цель: Систематизировать знания у детей о предлогах, их значении

1. Активизировать и расширять знания у детей о предлогах, их значении, схеме.
2. Учить детей правильно употреблять предлоги в, на, под, у, над и др., с существительными.
3. Упражнять детей в составлении предложений, используя предложно-падежные конструкции, по картинке.
4. Упражнять детей в составлении схемы предложений.
5. Развивать фонематический слух.
6. Развивать словесно-логическое мышление, произвольную память.
7. Воспитывать у детей самостоятельность, творческие способности.

Оборудование: набор картинок, лесной почтальон, письмо, набор схем для составления предложений, схемы предлогов, изображение куста, ромашки, букашки, пташки, рубашки, шифровки, загадки, изображение леса.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята, сегодня к нам в гости прилетел лесной почтальон с письмом. А письмо не простое, в нем задания от лесных жителей.

Вот задание от лесного почтальона: «Это правда или нет?»

Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?
Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепешки.
Овечки в речки, караси у речки.
Под столом портрет, над столом табурет

Дети произносят предложения правильно.

Какие слова перепутались? Какие маленькие слова вы знаете? Какое значение имеют маленькие слова? Дети отвечают на вопросы

Отгадайте от кого следующее задание:

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? … (Зайка)

2. Вот задание от зайки:

Я прочитаю Вам стихотворение от зайки, а Вы разложите картинки, так как говориться в тексте.

У куста растет ромашка.
Под кустом сидит букашка.
Над кустом летает пташка.
На кусте висит рубашка.
Потому что за кустом
(Возле речки за мостом)
Сохнет мокрый рыболов

Дети расставляют предметы возле куста.

Чье следующее задание:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто это?…(Лиса)

3. Задание от лисы:

Лиса прислала нам очень хитрое задание, зашифрованное (схемы предлогов и картинки наклеены на полотно). Давайте расшифруем, что же написано, превратим схемы и картинки в слова и узнаем кто, где находится.

Медведь спит в берлоге. Белка прыгает с ветки.
Заяц убегает от волка. Птицы летают над лесом.

От кого следующее задание:

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной …(медведь)

4. Задание от медведя (физминутка):

Движения выполняются по тексту:

Эй, ребята, что вы спите!?
На зарядку становитесь!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все в весёлый круг!
Под весёлые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова поклонись!
(И.Лопухина)

Чье следующее задание:

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу. (Белка)

5. Задание от белочки: «Прятки» (по картинкам)

Лесные жители решили поиграть в прятки, но не знают куда кому спрятаться, так, чтобы их не было видно. Помогите им ребята.

Куда спрячется лиса? Белочка? Волк? Медведь? Птичка? Мышка? Заяц?

Каждый ребенок называет в своем предложении маленькое слово

От кого это задание?

Без тропинки, без дорог
Серый катится клубок.
Он в иголках острых сплошь,
Потому что это ….(Еж)

6. Задание от ежа: «Составь предложение».

На доске выставляются картинки, по которым дети составляют предложения с маленьким словом.

Затем каждый ребенок составляет схему своего предложения.

7. Итог занятия:

Логопед: С каким маленькими словами мы сегодня работали? (Дети отвечают).

Молодцы! Вам понравилось сегодняшнее занятие? Чье задание было самым интересным? Дети отвечают

Лесной почтальон улетает в лес, чтобы рассказать, как вы выполняли задания зверят.

Воробьева О.С.,
учитель-логопед

Конспект по образовательной деятельности

«Коммуникация: развитие речи»

для детей старшей группы по теме:

«Предлоги В, НА, ПОД»

Задачи:

  • образовательные: упражнять детей в правильном употреблении предлогов В, НА, ПОД, учить выделять эти предлоги в предложении, закрепить умение детей составлять предложения с заданными предлогами по картинкам и схемам, правильно употреблять их в речи
  • коррекционные : развитие речевого слуха и фонематического восприяти я, прослеживающей функции глаза, зрительно-пространственных представлений и смыслового значения употребления предлогов, мышления, развитие мелкой моторики, творческого воображения
  • воспитательные: активизировать интерес к занятию, воспитывать самостоятельность при выполнении задания, активность при ответах на вопросы

Оборудование:

Демонстрационный материал:

котёнок Гав, щенок Шарик, иллюстрации к стихотворению «Пирог», шапочка кошки, дом объёмный с мебелью, лягушка, трава, куст, гнездо, улей, паук, камень, жук, клумба с цветами, дерево, птичка, заяц, пенёк, ёжик, грибок, мыши

Раздаточный материал:

схемы предлогов, карточки: ручка, ножницы, комод, стол; картинки: коты, клубки, корзины, картины, верёвочки

Проведение НОД:

Ребята, сегодня я приглашаю вас в страну маленьких слов. Мы познакомимся с предлогами В, НА, ПОД. Когда мы с вами говорим:

«НА» – когда предмет находится сверху (на столе)

«ПОД» – когда предмет находится внизу (под диваном)

«В» – когда предмет находится внутри (в шкафу)

Эти маленькие словечки мы обозначим схемами:

Игра со схемами слов

Я вам буду говорить предложения, а вы поднимайте карточку с услышанным предлогом.

  1. «Не ошибись» (услышав предлог, поднимают карточку)
  • Лисичка вырыла нору под деревом.
  • Зайчик спрятался в кустах.
  • Белка прыгнула на пенёк.
  1. «Найди ошибку» (поднимают карточку с правильным предлогом)
  • Мышка спряталась в грибок. (под грибок)
  • Под веткой гнездо. (на ветке)
  • На дупле сидит белка. (в дупле)
  1. «Составь предложение» (по двум предметным картинкам и схемами предлогов)
  • Ручка на столе. Ручка под столом. Ручка в столе.
  • Ножницы на комоде. Ножницы под комодом. Ножницы в комоде.
  1. Игра «Закончи предложение» (вместо предлога показать схему его)
  • Лампа висит … на потолке.
  • Ключ находится … в замке.
  • Тапочки стоят … под кроватью.

Пальчиковая гимнастика с верёвочкой «Паучок»

(оплести шнурком пальцы шнурок проходит сверху одного, а затем снизу другого пальчика)

Паучок пошел гулять, паутинку заплетать.

Хочет он поймать туда и букашку, и жука.

Паучок из паутинки н ам плетёт свои картинки.
Он плетёт, плетёт, плетёт, паутиночка растёт.
Вот он сплёл большую шаль, а в ней бабочка - как жаль.
Но мы бабочку спасём, паутиночку порвём!

Игра «Путаница» с предлогами

Один мальчик любил сочинять стихи. И попрошу вас выложить на карточках, то что он сочинил. Дети выкладывают индивидуально.

Как-то раз я ждал гостей - много взрослых и детей.
Вкусный яблочный пирог очень ловко я испёк.
Вытер пыль и пол помыл, и цветы везде полил.
Вот я посмотрел вокруг, сочинились строчки вдруг:
« На стене висит картина, а под ней стоит корзина.
В той корзине кошка спит. Рядом с ней клубок лежит».
Вот и рифма получилась, очень складно всё сложилось.
Чтобы строчки не забыть я решил их повторить:
«У стены стоит картина, а
по д нею спит корзина.
На стене клубок висит, кошка на клубке лежит».
Ой, слова все заблудились и стихи не получились!
Что ж, придётся мне опять эти строчки повторять:
«
На стене висит корзина, а в корзине той картина.
Под корзиной кошка спит, а на ней клубок лежит».

Что-то перепутал я. Помогите мне, друзья!
Вместе будем мы опять эти строчки повторять:
« На стене висит…(картина). А под ней стоит …(корзина).
В той корзине кошка спит. Рядом с ней…(клубок лежит)».
Вот теперь порядок полный! Ждёт всех нас пирог огромный!

Зрительная гимнастика «Кошка» (педагог надевает шапочку кошки)

Вот окошко распахнулось, (разводят руки в стороны)
Кошка вышла на карниз. (имитируют мягкую походку кошки)

Посмотрела кошка вверх. (смотрят вверх)
Посмотрела кошка вниз. (смотрят вниз)
Вот налево повернулась, проводила взглядом мух.

(смотрят влево, взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому)

Глаза вправо отвела, посмотрела на кота. (смотрят вправо)
Солнце светит ей в глаза, их прищурила она. (прищурить глаза)

Игра «Путешествие котёнка Гав и щенка Шарика»

На столе разложены различные предметы, с помощью которых дети придумывают рассказ, каждое предложение должно быть с одним из предлогов.

Котёнок Гав и щенок Шарик отправились на прогулку. По дороге они встретили лягушку, она пряталась в траве. Под большим кустом они увидели гнездо, а в нём было 3 яичка. В пустом улье сидел мохнатый большой паук. Котёнок Гав понюхал паука, испугался и прыгнул на забор. В это время подбежал щенок, и начал лаять на паука, тот забрался обратно в улей. Друзья продолжили путь. Щенок увидел под камнем маленького жучка, сунул нос под камень, лизнул жучка, тот испугался и убежал. По дороге они увидели большую клумбу с цветами, щенок обрадовался и прыгнул на неё, чихая, вылез, помяв все цветы. Вдруг они услышали пение птички, которая сидела на дереве. Этим голоском можно было заслушаться. Они остановились под деревом и слушали. Вдруг на полянку выскочил зайчик и сел на пенёк, в это время, мимо пробежал ёжик, на его иголках был грибок. Друзья подошли к дому. А там …. Мыши. Давайте поймаем их. Они где? На кресле, под столов, в шкафу, на пианино, в тумбочке, под одеялом. Друзья увидели на полу тарелку, на которой лежала колбаса, съели её и пошли отдыхать, Котёнок улёгся на кровать, а щенок на пол.

Нам тоже пора отдохнуть.

Итог

Давайте вспомним, с какими предлогами мы сегодня познакомились? В какие игры мы играли с предлогами? Что вам очень понравилось сегодня? Молодцы, вы хорошо потрудились, порадовали меня!


Источники


План конспект пробного фронтального задания на тему: «Предлоги В, На, Под»

КОНСПЕКТ

Логопедического занятия,проведенного студенткой 505 группы дефектологического факультета МПГУ Ястребовой Т.В. в группе №8 для детей с общим недоразвитием речи ДОУ№1043 Южного учебного округа г. Москвы

Цель: уточнить пространственное отношения, выраженные предлогами В, На, Под; учить детей выделять эти предлоги предложениях.

Задачи:

    развитие и уточнение пространственных представлений

    познакомить детей со значением предлогов «В», «НА», «ПОД»;

    развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, схемы предлогов, индивидуальные карточки с заданием.

Ход занятия:

1.Организационный момент (3минуы)

Логопед: Ребята назовите животных, которых вы знаете. Кто правильно назовет, то сядет.

2.Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, под. (6 минут)

Логопед выставляет схемы предлогов в, на, под и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова»:

«Маленькое слово»(предлог) , логопед говорит о том, что мы стали взрослее и теперь «маленькие слова» мы будем называть взрослым словом- предлоги.

В - появляется тогда, когда предмет находится внутри ;

НА – когда предмет находится сверху ;

ПОД – когда предмет находится внизу ;

4. Составление предложений с предлогами (по картинке). (6 минут)

Логопед: «У Незнайки есть друг Тюбик. (Выставляется плоскостное изображение героя) У него живет котенок. Котенок очень шустрый, игривый. Поэтому зовут его Шустрик. Друзья любят играть с котенком. А Шустрик всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Тюбик любит рисовать Шустрика. И сегодня прислал вам свои рисунки. Рассмотрите их и расскажите, пожалуйста, где находится Шустрик». (Дети садятся за столы)

Картинки вывешиваются на доску:

Шустрик под зонтом, под ковром

Шустрик на стуле, на столе

Шустрик в корзине

5.Дидактическое упражнение «Составь предложение» (8 минут)

Логопед: дети давайте поиграем, я буду называть вам предложение, а вы должны сказать, какой предлог вы там услышите, я буду по очереди каждому кидать мяч, а вы с ответом будете мне его возвращать.

Предложения:

Под столом лежит арбуз, На столе стоит стакан; В ящике стола лежит карандаш; Под ёлкой сидит ёжик, На ёлке сидит птичка, В дупле живет белка, Под листом спрятался червяк, На дороге лежит коробка, я стою под деревом, мы пошли в школу, я играю на пианино, в корзине сидит кот, я катаюсь на велосипеде.

6. Динамическая пауза. (4 минуты)

«Незнайкина зарядка»

(Проговаривание текста с одновременным выполнением соответствующих движений)

Вот Незнайкина зарядка -

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь, (дети встали прямо,улыбнулись)

Выше, выше потянитесь. (потянуться)

Ну-ка, плечи распрямите, (распрямить плечи)

Поднимите, опустите. (поднять плечи, опустить плечи)

Влево, вправо повернитесь, (повернуться влево и вправо)

Рук коленями коснитесь. (руками коснуться коленей)

Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте (сесть-встать (2раза)

Вы, надеюсь, не устали? (вернуться в исходное положение)

7. Работа с индивидуальным наглядным материалом. (3 минуты)

Логопед: Ребята у вас на столе лежат конверты, откройте их. У вас у каждого там лежит картинка, составьте по ней предложение и назовите маленькое слово, которое в нем используется. (В,НА,ПОД)

Поросенок сидит в коробке.

Собачка спряталась под коробкой.

Рыбки плавают в аквариуме.

Яблоко лежит в коробке

Яблоко лежит на коробке

Мальчик сидит под раковиной

Чашка стоит на столе

Гномик стоит под грибом

Птичка сидит в клетке

Кот сидит на стуле

Белочка сидит на ветке

Мышка сидит в чашке

Девочка спряталась под лодкой

Зайчик сидит в шляпе

Логопед направляет фантазию детей при составлении предложений, поощряет включение в них названий дополнительных объектов и субъектов, признаков предметов.

9. Итог занятия, оценка деятельности детей. (1 минута)

Логопед: Спасибо ребята, что вы все сегодня были такими внимательными и так хорошо отвечали. А теперь давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?

Дети: о предлогах

Логопед: О каких именно, кто вспомнит как они называются?

Дети: В, На, Под

Логопед: Молодцы!Наше занятие окончено.

Тема: «Предлоги В, Из». Цель: формирование лексико-грамматических категорий языка. Задачи. Образовательные: - учить детей понимать разницу значений предлогов В, ИЗ; - учить воспринимать предлоги на слух и выделять их в составе предложения как отдельные «маленькие слова». - учить составлять предложение с «маленьким словом», используя наглядную ситуацию, сюжетные и предметные картинки. Коррекционно-развивающие: - закреплять пространственные значения предлогов В, Из; - упражнять детей в правильном употреблении существительных в винительном, родительном и предложном падежах; - активизировать словарный запас по различным лексическим темам; -развивать внимание, мышление, воображение. Воспитательные: - воспитывать у детей аккуратность, самоконтроль за речью. Словарный материал. Активизировать словарный запас детей по лексическим темам: «Игрушки», «Животные», «Птицы», «Транспорт». Предварительная работа. Проведение фронтальных занятий по формированию лексикограмматических категорий по темам: «Предлог В» , «Предлог Из». Оборудование: компьютер, проектор, экран, игра «Предлоги» в электронном виде; шарик на нитке, стакан, банка, коробка; кукла, коляска, машина, гараж, кубики в коробке, зеркальце, сумочка, пенал, карандаш, мячик, сетка; схемы предлогов, карточки со схемами предлогов по количеству детей; сюжетные картинки по количеству детей; наборное полотно. Ход занятия. 1. Организационный момент. Дети встают с логопедом в круг, выполняя движения по тексту: Встанем дружно в ровный круг, Слева друг и справа друг. Локотками чуть коснемся, И друг другу улыбнемся. 2. Актуализация знания. Логопед достает маленький шарик на ниточке и по очереди опускает (достает) в стакан (из стакана), в банку (из банки), в коробку (из коробки), сопровождая свои действия вопросами о местонахождении шарика. Затем делается вывод и объявление темы: «Когда предмет находится внутри чего-то, мы произносим маленькое слово В, а когда предметы достают из чего-то или они оттуда сами движутся, мы говорим маленькое слово ИЗ. Сегодня мы будем учиться различать два маленьких слова В, ИЗ». 3. Организация осмысления новой информации. Игра «Наведем порядок». Логопед предлагает детям достать вещи из коробки и разложить по своим местам (куклу в коляску, машину в гараж, кубик в коробку, мяч в сетку, зеркальце в сумочку, карандаш в пенал). Затем каждый ребенок отвечает, откуда он достал предмет и куда его положил, интонационно выделяя предлоги В, ИЗ. 4. Обучение с использованием фронтального наглядного материала. Логопед включает игру «Предлоги». На экране картина с изображением животных и птиц. Логопед сопровождает свой рассказ передвижением предметов на экране. - Был теплый солнечный день. Возле дома, на лужайке гуляли (называют предметы дети) собака, кошка, белка, лягушка, ворона и мышка. Вдруг на небе появилась темная туча и закрыла солнце. Пошел дождь. Звери и птицы захотели спрятаться от дождя. - Куда залетела ворона? (в гнездо). - Куда прыгнула лягушка? (в кадушку). - Куда запрыгнула кошка? (в окно). - Куда залезла собака? (в будку). - Куда забежала мышка? (в норку). -Куда забралась белка? (в дупло). А дождь все идет. Где пережидают дождь птицы и звери? (Дети перечисляют). Какое маленькое слово помогло нам это понять? Дождик закончился. Снова засияло солнышко. Все захотели погреться под его лучами. - Откуда выпрыгнула лягушка? (из кадушки). - Откуда вылетела ворона? (из гнезда). - Откуда вылезла собака? (из будки). - Откуда выпрыгнула кошка? (из окна). - Откуда выбежала мышка? (из норки). - Откуда выбралась белка? (из дупла). Какое маленькое слово помогло нам это понять? 5. Динамическая пауза. Руки в стороны, в кулачок, Разожмем и на бочок. Руки вверх, в кулачок, Разожмем и на бочок. Руки вперед, в кулачок, А теперь из кулачка Разгибаем пальчики: Указательный, средний, Безымянный, мизинец И большой. 6. Первичная проверка понимания нового материала. Логопед читает предложения, в составе которых есть предлог В или ИЗ. Дети на слух выделяют «маленькое слово» и показывают нужную схему предлога. - Машина заехала в гараж. - Мальчик вышел из дома. - Заяц спрятался в кусты. - Мама варит кашу в кастрюле. - Девочка достала цветы из вазы. - Собака ест из миски. - Мама положила ключ в сумку. - Скворец вылетел из скворечника. 7. Закрепление полученных знаний на индивидуальном наглядном материале. Логопед раздает каждому ребенку сюжетную картинку, по которой нужно составить предложение с «маленьким словом» В или ИЗ. Каждый из детей произносит вслух самостоятельно составленное предложение и ставит картинку на доску (наборное полотно) под схемой соответствующего предлога. 8.Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Екатерина Непейвода
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе «Предлог из-за»

Задачи :

Уточнить пространственное значение предлога из-за ,

Упражнять детей в правильном употреблении предлога из-за ,

Учить составлять различные предложения с данным предлогом .

Оборудование :

кошка, игрушечная мебель (стол, стул, кровать, шкаф, комод, схема предлога из-за , предметные картинки : улитка, жук, мышка, гусеница, лиса, заяц, листик, грибок, пенек, кустик земляники, цветок, дерево; мяч, картинки животных, птиц, насекомых, схема предложения (индивидуально для каждого) .

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Сядет на свое место тот, кто придумает, где в доме может спрятаться кошка (Дети называют : за кроватью, за шкафом, за креслом, за стулом, за столом и т. д.)

2. Объявление темы.

Наша кошка спряталась дома за разными предметами – видимо , она сильно напроказничала и сейчас боится, что ее накажут. Посидела она в укрытии немного и решила выглянуть, подсмотреть за хозяйкой.

На столе расставляется игрушечная мебель : стол, стульчик, шкаф, комод, кровать. Кошку прячем за каким-нибудь предметом и спрашиваем детей : где наша кошка? (за стулом) . А сейчас наша Мурка выглядывает оттуда. Как нам правильно сказать, откуда она выглядывает? (выглядывает из-за стула ) .

Подобным образом отрабатываются все предметы , привлекается внимание детей на новое короткое слово – из-за .

Давайте с вами подумаем, что значит это короткое слово? Когда мы его употребляем в речи?

Мы его используем, когда мы говорим об объекте, который находится за каким-нибудь предметом и движется оттуда .

На доску выставляется схема предлога , еще раз обращается внимание детей, что из-за – это предлог движения : объект был за предметом и начинает оттуда двигаться (выходить, выбегать, выглядывать, выползать и т. д.) .

3. Закрепление материала

Детям рассказывается история, как в лесу жили сказочные герои – звери и насекомые, но была у них одна беда – они все боялись злого серого волка . Пока его не было, они весело играли на полянке, но как только волк приближался, все наши сказочные герои разбегались и прятались.

Детям предлагается 2 ряда картинок :

Улитка, жук, мышка, гусеница, лиса, заяц

Листик, грибок, пенек, кустик земляники, цветок, дерево

Придумайте, где могут спрятаться наши сказочные герои (картинка из первого ряда за картинкой из второго ряда?

Дети по очереди «прячут» улитку за листик, мышку за пенек и т. д., обязательно проговаривая действия, используя предлог за . Когда всех спрятали, я еще раз по очереди спрашиваю, где жук, где улитка.

Молодцы, спасли наших героев от злого серого волка ! Волк походил по полянке, никого не нашел – да убежал. А наши звери и насекомые теперь могут выходить из своих убежищ.

После этого детям предлагается вернуть наших героев на полянку, проговаривая свои действия : мышка выбегает из-за пенька , лиса выглядывает из-за дерева и т . д.

Дети по очереди возвращают героев на полянку, проговаривая действие, используя предлог из-за .

4. Динамическая пауза

Игра с мячом «Скажи наоборот» : я буду называть разные места, куда можно зайти, спрятаться, а вам надо сказать наоборот – откуда можно выйти. Детям по очереди бросаю мяч.

За забор, за теплицу, за грядку, за яблоню, за гараж, за машину, за баню и т. д.

Брать слова, которые не использовались ранее.

5. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

У каждого ребенка на столе картинки с изображениями разных животных, насекомых, птиц.

Я каждому из вас положила картинки разных животных, птиц, насекомых, и они сейчас начнут играть в прятки. По очереди придумывайте и называйте, куда спрятался ваш герой и откуда он выйдет, когда его найдут. Вам надо составить предложение с использованием предлога из-за .

Например : кошка спряталась за комодом, кошка выйдет из-за комода .

Каждому ребенку предлагается схема предложения из 4 слов , в котором 3 слово – предлог (коротенькая полоска) . Дети, составляя предложение с предлогом из-за , пальчиком соотносят каждое слово с полоской в схеме.

Таким образом закрепляем понятия «предложение » , «слово» , предложение состоит из слов и слова в предложении пишутся отдельно .

Наше занятие подходит к концу . Сегодня мы с вами выяснили, что обозначает предлог из-за , когда правильно его употреблять, потренировались составлять с ним предложения .

Индивидуальная оценка работы детей.

Случайные статьи

Вверх