Пепеляев евгений георгиевич. Биография Список известных побед

Подвиги советских летчиков в небе Кореи полвека были засекречены

4 января 2013 года на 95-м году жизни скончался лучший летчик-истребитель реактивной эпохи Евгений Пепеляев. За 11 месяцев боевых действий во время Корейской войны он сбил в воздушных боях 19 американских самолетов. Это количество побед, подтвержденное зарубежными исследователями. Официально ему зачислено 20 побед. Больше за последние 65 лет не сбил никто, хотя активные схватки ВВС происходили в небе Вьетнама, Ближнего Востока, Азии.


ДОРОГА В НЕБО

Евгений Георгиевич Пепеляев родился 18 марта 1918 года в рабочем бараке на золотых приисках Бодайбо. Трудное сибирское детство закалило характер, а увлечение охотой научило принимать быстрые решения, уметь скрадывать зверя и выбирать момент для точного выстрела. Эти качества очень пригодились будущему летчику-истребителю.

Примером Евгению был старший брат Константин – военный летчик, погибший в 1941 году в воздушном бою над озером Ильмень. Это под его влиянием младший брат поступил в аэроклуб, а в 1938 году закончил Одесскую военную авиационную школу пилотов. Освоил полеты на самолете И-16, получил звание младшего лейтенанта. Служить отправился на Дальний Восток в Белогорск. И там случилась встреча, определившая карьеру молодого летчика на всю оставшуюся жизнь. В учебном бою он подчистую переиграл будущего маршала авиации Евгения Савицкого, тогда еще капитана, замкомполка. Самолюбивый и злопамятный Савицкий, продвигавший в званиях и должностях партнеров по преферансу, всю жизнь изощренно тормозил карьеру аса № 1 реактивной эпохи. Поэтому Евгений Пепеляев 30 лет проходил в звании полковника, а пенсию получил как командир эскадрильи, а не дивизии.

В Великую Отечественную Пепеляеву удалось побывать на боевой стажировке в ноябре 1943 года на Белорусском фронте. Но на передовой воцарилось затишье, и за 10 вылетов не случилось ни одного столкновения с противником. Летом 1945-го замкомандира 300-го истребительного авиационного полка (иап) совершил около 20 боевых вылетов в ходе войны с Японией. И впоследствии был назначен командиром полка.

В декабре 1947 года окончил Высшие летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава, где вместе с ним учились 76 Героев Советского Союза, был направлен на должность комполка, но оказался назначен лишь заместителем командира 196-го иап в подмосковном Волосове.

В начале 1948 года вышло правительственное постановление о борьбе с аварийностью в ВВС, строго каравшее командиров. Результатом стало сокращение полетов и упрощение учебных заданий. И это совпало с переучиванием на новую реактивную технику. Евгений Пепеляев писал в воспоминаниях: «По опыту боевой подготовки 196-го авиаполка я могу твердо сказать, что летный состав за период 1946–1950 годов в боевой подготовке деградировал». При этом сам Пепеляев совершал полеты по программе испытаний самолетов Як-15 и Ла-15. Следующим реактивным самолетом стал в мае 1950 года легендарный МиГ-15, которым Евгений Пепеляев овладел очень быстро и сам стал учить других летчиков.

В октябре 1950 года при посадке у МиГ-15 Пепеляева оказались убраны шасси. Поскольку соответствующего индикатора не существовало, он этого не заметил и приземлился «на пузо». Самолет сгорел. Результатом стали строгое взыскание с денежными вычетами, назначение командиром 196-го гв. иап, на шасси конструкторы поставили лампочки, а в инструкцию для летчиков внесли изменения.

Полк входил в состав 34-й авиадивизии под командованием Трижды Героя Ивана Кожедуба, предназначенной для действий в Корее. Командиры полков сами отбирали добровольцев, 90% которых имели боевой опыт Великой Отечественной.

Справедливости ради следует сказать, что войну развязал лидер Северной Кореи Ким Ир Сен. Южанам было нанесено тяжелое поражение, но тут вмешались американцы и их союзники под флагом ООН. И теперь тяжкое поражение понес Север. Его судьба висела на волоске. В процесс вмешался Китай, направивший воевать миллион добровольцев. И Советский Союз, поделившийся и специалистами.

Это была первая война реактивной эры. В ней реактивная техника массированно применялась всеми сторонами, к чему США оказались совершенно не готовы. После почти безнаказанных бомбардировок японских и немецких городов они ожидали столь же легкого похода на Корею. Не получилось.

Для Советского Союза и КНР было жизненно важно сохранить КНДР – буферную зону со сферой военного влияния США. С этой точки зрения советские летчики воевали за геостратегические интересы своей Родины. В конечном счете граница между двумя Кореями установилась по 38-й параллели, там же, что и до войны.

МИГИ ИДУТ В АТАКУ

Полк прибыл на аэродром возле города Дунфын в Северном Китае под новый 1951 год. Всех переодели в своеобразную китайскую военную форму с хромовыми сапогами красного цвета. Летчики собирали привезенные в контейнерах самолеты, облетывали их, готовились к боевым действиям. Огромную роль сыграл в этом сам Евгений Пепеляев. Он начинал с индивидуальной подготовки каждого из своих 30 летчиков, затем учил их взаимодействовать в группе. За три месяца все пилоты полка были подготовлены по нормативам 2-го класса, а почти треть вполне соответствовала 1-му классу. Это стало основой будущих побед. Боевые показатели 196-го полка поразительны: 108 сбитых самолетов противника, а свои потери – 10 самолетов и четыре летчика.

Задачи в войне Евгений Пепеляев формулировал так: «Мои летчики и я прекрасно понимали, что мы воюем не за свое Отечество, не за своих близких, а защищаем наших друзей-товарищей, выполняя приказ командования, своего правительства. Поэтому я не требовал от подчиненных проливать кровь и отдавать жизнь, любой ценой выполняя боевую задачу. Не призывал жертвовать собой ради уничтожения самолетов противника, но мы были полны решимости не давать противнику сбивать своих товарищей, а главное – не дать бомбить обороняемые объекты, вытеснить противника боями из своего района. Тактика наших воздушных боев была больше оборонительной, чем наступательной. Я ставил задачу – после войны всем вернуться домой с победой».

1 апреля 1951 года полк в составе 30 МиГ-15 прибыл к месту базирования на аэродроме Аньдун вблизи границы КНДР. Основной боевой задачей дивизии Ивана Кожедуба было прикрытие от ударов с воздуха гидроэлектростанции и железнодорожного моста на реке Ялуцзян в районе Гисю (КНДР) и основных коммуникаций снабжения китайских добровольцев и войск КНДР в междуречье Ялуцзян и Ансю.

В первых боях проявились некоторые недостатки МиГ-15 с двигателем РД-45. Советский истребитель успешно сражался со штурмовиками F-80 и F-84, с палубными истребителями F9F «Пантера». Но в бою против истребителей F-86 «Сейбр» ему не хватало мощности двигателя. Схватки с ними были трудным делом и не всегда заканчивались победой советских летчиков. Поэтому Пепеляев сразу начал бомбардировать начальство требованиями перевооружить полк на более современные МиГ-15 бис с двигателем ВК-1. Впрочем, руководство и само понимало необходимость такой замены. Она произошла уже в конце апреля.

У командира полка много забот, тем более на новом месте базирования. Поэтому Евгению Пепеляеву редко удавалось летать самому. Первый воздушный бой состоялся у него лишь 20 мая 1951 года. Летчики 196-го полка двумя восьмерками вылетели на помощь 20 истребителям 18-го гв. иап, которые сошлись с почти 40 «Сейбрами». Первую восьмерку вел Евгений Пепеляев и с ходу бросил ее в бой с 12 самолетами противника. Зайдя в хвост одному из F-86, он с расстояния 500–600 м поразил его пушечной очередью.

По результатам дешифровки пленки кинофотопулеметов (КФП) Пепеляеву была засчитана победа. Однако, как было установлено позднее, американскому пилоту удалось дотянуть до базы и сесть. Но самолет был списан. Так что победа засчитана вполне законно.

НА ПРЕДЕЛЕ СИЛ

В августе американское командование, сосредоточив более тысячи самолетов, приступило к операции «Стрэнгл» («Удушение») с целью прекратить движение транспорта на территории КНДР, прервав снабжение китайских и северокорейских войск. Начались массированные атаки на коммуникации. Для их отражения приходилось поднимать в воздух целую авиадивизию, а то и две. В воздушных боях иногда сходились более 100 самолетов.

6 октября полковник Пепеляев сбил два F-86A. Американский летчик Билл Гаррет, попавший под огонь его пушек, позднее описал этот бой. Он пытался уйти на подбитой машине: «Береговая линия приближалась быстро, но до нее все еще оставалось несколько миль. Тогда я увидел, что Желтое море было в период отлива… Здесь была огромная полоса береговой грязи, довольно гладкой на вид и мягкой, и подходила для вынужденной посадки».

Истребитель плюхнулся в ил. Билл Гаррет выгреб в открытое море на резиновой лодке из спасательного комплекта, и его вскоре подобрала амфибия поисково-спасательной службы. А советским специалистам достался практически целехонький «Сейбр» с действующей авионикой. Вскоре он был доставлен в Москву и послужил развитию советской авиации. Это была уже пятая победа Евгения Пепеляева, то есть он заслужил звание аса.

Больше всего побед Евгений Георгиевич одержал в ноябре 1951 года. К этому времени он приобрел серьезный боевой опыт, отлично изучил тактические приемы противника, его слабые и сильные стороны. А главное – он отлично знал свой МиГ-15бис, выполнял на нем любые фигуры высшего пилотажа и отлично стрелял по воздушным целям. И еще один немаловажный фактор – здоровье. Он выдерживал едва ли не запредельные перегрузки, хотя не имел противоперегрузочного костюма, какие надевали американские летчики.

8 ноября были одержаны две победы. Необходимо отметить, что боекомплект авиационной пушки Н-37Д составляет 40 снарядов и отстреливается за 9,5 сек. Время отстрела боекомплекта пушек НС-23КМ – 8 сек. Пушек НР-23КМ – 5,6 сек. Надо суметь сблизиться с маневрирующим противником, поймать в прицел и одной короткой очередью поразить. Тогда останутся снаряды на еще одну такую очередь в 3–5 сек., чтобы в одном бою сбить два самолета. Пепеляев стрелял очередями в одну секунду и никогда не расходовал боекомплект полностью. На такое способен только настоящий ас. Впрочем, в тот день Пепеляев победил в двух боевых вылетах с разницей в два часа.

А вот 28 ноября он в одном бою сбил подряд F-86E и F-86A. Кроме того, по одному самолету уничтожил 27 и 29 ноября. Итого: четыре победы за три дня. А 1 декабря сбил 15-й по счету самолет – F-80 «Шутинг Стар». Пилот выбросился с парашютом и попал в плен.

В начале 1952 года полк, находившийся в Корее уже 12 месяцев, сражался на пределе сил. У истребителей тяжелая работа. Полеты и воздушные бои на высотах 7–9 тыс. м, перегрузки на виражах, нервное напряжение. Не удивительно, что из-за перепадов давления постоянно болели уши, шла носом кровь, болел позвоночник, ломало все тело. Летали на обезболивающих уколах. И выбывали из строя – по состоянию здоровья все больше летчиков медики не допускали к полетам. В январе вылетать могли максимум две восьмерки МиГов. В бой их всегда вел командир полка.

11 января 1952 года 196-й полк провел последние воздушные бои. В этот день Евгений Пепеляев «срубил» 19-й самолет противника. А 1 февраля дивизия отбыла на Родину. Закончились 414 дней командировки на войну. Полк Пепеляева имел больше всех побед и самые малые потери среди истребительных полков. Сам Евгений Георгиевич выполнил 109 боевых вылетов, в 38 воздушных боях одержал 19 побед. Это по подсчетам зарубежных историков авиации, работавших с архивами и анализировавшими воспоминания летчиков США и других стран. Официально на его счету 20 побед. В других источниках называют 23 победы. Пепеляев признавался, что дважды отдавал пленки кинофотопулеметов, фиксировавшие попадание, своему ведомому Александру Рыжкову, который его прикрывал и не имел возможности атаковать противника, при этом рисковал гораздо больше. Рыжков погиб в декабре 1951 года. На его счету три лично сбитых самолета и три в группе.

Подсчет велся на основании пленок КФП. В скоротечном бою на высоких скоростях зачастую пилот не видел, попал он в самолет врага или нет. Бывало, что американцам засчитывали семь сбитых МиГов, когда, по советским данным, был потерян всего один самолет. Если янки считали, что МиГ получил сильные повреждения, записывали 0,5 победы. Такими половинками набирали приличный счет.

Евгений Пепеляев считал, что не все победы, записанные на его счет и на счет других летчиков, достоверны. С уверенностью говорил о своих 10–11 победах. Настоящие герои всегда скромны.

Евгений Георгиевич Пепеляев (18 марта 1918, г. – 4 января 2013, г. Москва) - советский офицер, Герой Советского Союза, полковник. Лётчик, командир истребительного авиаполка, участник Великой Отечественной войны (1941-1945), Советско-японской войны (1945) и Корейской войны (1950-1953). Наиболее результативный ас войны в Корее. Совершил около 150 боевых вылетов (из них 108 - в ходе Корейской войны), сбил 20 самолетов.

Родился в семье железнодорожника в городе Иркутской губернии. Окончил ФЗУ, первый курс Омского железнодорожного строительного техникума. В выборе пути первостепенным было влияние старшего брата - Константина, ставшего военным лётчиком, сражавшегося в составе славного 402-го ИАП и погибшего в воздушном бою над Ильмень-озером в 1941.

До войны, переехав в Одессу к брату, Евгений добился приёма в аэроклуб. Работал токарем в авиационных механических мастерских. В 1936 г. Пепеляев поступил в Одесскую военную авиационную школу, которую окончил в 1938-м. Освоил полеты на самолете И-16, получил звание младшего лейтенанта. и был направлен на Дальний Восток. Великая Отечественная война застала его в должности заместителя командира эскадрильи 300-го истребительного полка.

Как и большинство летчиков, несших службу в восточных округах. Евгений Георгиевич рвался на фронт. Однако, в действующую армию ему довелось попасть только в ноябре 1943 г., и то не надолго - на период боевой стажировки в 162-м истребительном авиаполку 309-й авиадивизии. Дивизия входила в состав 16-й воздушной армии Белорусского фронта. Там Пепеляев летал на самолетах Як-7, совершил 12 боевых вылетов и провел три боя. Правда, побед не имел, а. как он сам отмечал, "однажды едва не был сбит".

Вернувшись со стажировки, Евгений Георгиевич продолжил службу в том же 300-м полку. В 1945 г. эта часть входила в состав 254-й дивизии 10-й воздушной армии. которая с началом советско-японской войны поддерживала войска 2-го Дальневосточного фронта. Дивизия действовала главным образом по наземным целям японцев, так как в воздухе противник сопротивления практически не оказывал. Особенно досталось, вражеским коммуникациям и судам на реке Сунгари. В этих боях Е. Г. Пепеляев, будучи уже заместителем командира полка, совершил около тридцати боевых вылетов на Як-9Т, уничтожив паровоз и потопив катер неприятеля.

Осенью 1945-го, сразу после окончания второй мировой войны, отношения СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стали весьма напряженными. особенно на Востоке. После ухода Советской Армии из Маньчжурии в китайских портах Желтого моря стали высаживаться американские войска. В ответ в Северо-Восточный Китай были вновь посланы части 6-й гвардейской танковой армии и авиация, в том числе 300 иап, которым теперь командовал Евгений Георгиевич. Полк базировался в Мукдене. Его самолеты выполняли разведывательные полеты над пунктами высадки американцев. Это продолжалось до весны 1946 г., когда американцы, наконец, ушли. Вернулись в Забайкалье и советские части.

В декабре 1947 окончил Высшие летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. Назначен заместителем командира 196-го истребительного авиационного полка в подмосковном Волосове. Здесь Пепеляев осваивал новую технику, принимал участие в авиационных парадах и праздниках. Так, в 1949 г. в Тушине Евгений Георгиевич впервые демонстрировал высший пилотаж на новом тогда Ла-15. а в следующем году вместе с В. В. Лапишным подготовил встречный пилотаж на МиГ-15. Предполагалось показать его на тушинском празднике, который, однако, не состоялся из-за непогоды. Зрители увидели этот номер через год, но уже без Пепеляева.

Полк входил в состав 34-й авиадивизии под командованием Трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, предназначенной для действий в Корее. В составе добровольцев, по выбору командира полка, отправился в Корею.

В декабре 1950 полк Е.Г. Пепеляева прибыл на аэродром возле города Дунфын в Северном Китае, где Е.Г. Пепеляев начал обучение пилотов. 1 апреля 1951 полк в составе тридцати МиГ-15 прибыл к месту базирования на аэродроме Аньдун вблизи границы КНДР. Основной боевой задачей дивизии Ивана Кожедуба было прикрытие от ударов с воздуха гидроэлектростанции и железнодорожного моста на реке Ялуцзян в районе Гисю (КНДР) и основных коммуникаций снабжения китайских добровольцев и войск КНДР в междуречье Ялуцзян и Ансю.

Первый бой часть приняла в составе дивизии вечером того же дня. Тогда наши летчики сбили два "сейбра", но и сами потеряли два "МиГа". Е. Г Пепеляев же открыл свой победный счет в мае. Он сбил "Сейбр". Бой протекал весьма быстро: американский летчик не заметил пепеляевский "МиГ". когда тот зашел сзади с ракурса 0/4. За это и поплатился...

Потянулись фронтовые будни, наполненные ратными заботами и тревогами. Поначалу 196 иап действовал на МиГ-15 с двигателем РД-45. а затем, через месяц-полтора, был перевооружен на МиГ-15бис. Пепеляеву приходилось руководить истребителями как с наземного КП, так и самому водить своих летчиков в бой. В один из сентябрьских дней ведомая им группа перехватила две шестерки самолетов F-94 "Старфайр" и сбила семь машин, из них две - на счету комполка. В разгар боев, в августе 1951 года. ему было присвоено воинское звание "полковник".

За 414 дней командировки полковник Пепеляев сбил 19 самолетов противника, совершил 109 боевых вылетов. Официально на его счету 20 побед, в других источниках называют 23 победы. Полк Пепеляева имел наибольшее количество побед и самые малые потери среди истребительных полков. Боевые показатели 196-го полка: 108 сбитых самолетов противника, свои потери – 10 самолетов и четыре летчика.

По итогам боев в Корее Е.Г. Пепеляев занял второе место среди асов истребителей, уступив первенство Н.В. Сутягину, одержавшему 23 воздушных победы. Полковник Пепеляев налетал более 2000 часов, освоил около 30 типов машин, среди них реактивные истребители: Як-15, Як-17, Як-25, Ла-15, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Су-9.

22 апреля 1952 Е.Г. Пепеляеву было присвоено звания Героя Советского Союза.

В 1958 окончил Военную академию Генштаба. Летал до 1962, демобилизовался в 1973. После демобилизации работал в НИИ. Жил в Москве. Умер 4 января 2013. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве.

Также награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й ст., 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Список известных побед

Дата

Тип сбитого самолета

Данные противной стороны

не подтверждается американскими данными

по ам. данным - самолёт потерян в ходе маневрирования (пилот Conrad Allard благополучно катапультировался)

F9F-2B из состава VMF-311

предположительно

по ам. данным самолет потерян от огня ПВО

F-86A, Charles Pratt (334 FIS, MIA)

фактически RF-80A, Dennis W. Hill

фактически F-80C, Michael Rebo

не подтверждается ам. данными, но по советским данным были найдены обломки с-та с мертвым пилотом

F-80C, Thomas T. Mounts (POW)

F-84E, Hugh Larkin (MIA)

не подтверждается ам. данными

не подтверждается ам. данными

F-86E,Charles Stahl (POW), но на эту победу претендуют еще два л-ка

не подтверждается ам. данными

F-86E, Vernon Wright (POW)

Отрывок из воспоминаний Евгения Георгиевича Пепеляева

Несколько слов о себе. В Рабоче-Крестьянской и Советской армии в общей сложности прослужил 37 лет, из них 16 лет в ВВС и 21 год в ПВО. На лётной работе находился 25 лет. Командовал авиаполком, авиадивизией. Списался в 1962 году, после того как в воздухе при большой перегрузке лопнул кровеносный сосуд слухового нерва правого уха.

За свою службу никогда не просил должностей, званий и наград. Воинские звания от младшего лейтенанта до полковника, все ордена получил во время службы в ВВС, пять орденов и "Золотую Звезду" Героя за участия в боевых действиях Корейской и Отечественной войн, два раза за освоение реактивной техники, один за выслугу лет и один в день 50-летия Победы (всем давали, дали и мне).

Главной заслугой перед Отечеством считаю свое активное участие в Корейской войне. Знаю, что из советских лётчиков, воевавших в Корее, больше меня реактивных самолётов противника никто не сбил, что подтверждается архивными документами (журналы и альбомы сбитых самолётов).

Один сбитый мною американский самолёт - истребитель Ф-86 "Сейбр" с исправным пилотажным, навигационным, электронным оборудованием и вооружением был доставлен в Москву. Эту победу официально приписали лётчику 176-го Гвардейского авиаполка майору К. Я. Шеберстову.

Знаю, что командир 324-й истребительной дивизии, в которой я воевал, трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб представлял меня к званию дважды Героя и 6 лётчиков - асов моего полка к званию Героя Советского Союза. Однако, по прибытии из Кореи 324-ю авиадивизию передали из ВВС в состав ПВО страны. Начальство же ПВО, защищая свои амбиции, все эти документы положило под сукно, где они и лежат до сих пор...

Ссылки

  1. Виктор Мясников Евгений Пепеляев – ас № 1 реактивной эпохи // Независимое военное обозрение
  2. Пепеляев Евгений Георгиевич // Авиационная энциклопедия Уголок неба
  3. Пепеляев Евгений Георгиевич // Красные соколы

Е.Г. Пепеляев у своего Як-9.


1*



Марк КУПФЕР Москва

Примечания:

Евгений Пепеляев

Пепеляев Евгений Георгиевич, Герой Советского Союза, летчик-истребитель, совершил около 150 боевых вылетов (из них 108 – в ходе Корейской войны), сбил 20 самолетов.


Е.Г. Пепеляев у своего Як-9.


Эра винтовой авиации дала нам немало славных имен. Но время брало свое. В конце 40-х реактивная техника пришла на смену винтовым машинам. Новая плеяда талантливых летчиков подхватила эстафету мастеров воздушного боя периода Великой Отечественной войны. Одним из асов, добившихся выдающихся результатов на реактивных истребителях, является полковник Е. Г. Пепеляев. сражавшийся в небе Кореи.

Евгений Георгиевич Пепеляев родился в семье железнодорожника 18 марта 1918 года в городе Бодайбо Иркутской губернии. Он закончил ФЗУ и 1-й курс железнодорожного строительного техникума в Омске, а затем переехал в Одессу, где работал токарем в авиационных механических мастерских и занимался в местном аэроклубе. В 1936 г. Пепеляев поступил в Одесскую военную авиационную школу, которую окончил в 1938-м. и был направлен на Дальний Восток. Великая Отечествен на я война застала его в должности заместителя командира эскадрильи 300-го истребительного полка.

Как и большинство летчиков, несших службу в восточных округах, Евгений Георгиевич рвался на фронт. Однако, в действующую армию ему довелось попасть только в ноябре 1943 г., и то не надолго – на период боевой стажировки в 162-м истребительном авиаполку 309-й авиадивизии. Дивизия входила в состав 16-й воздушной армии Белорусского фронта. Там Пепеляев летал на самолетах Як-7, совершил 12 боевых вылетов и провел три боя. Правда, побед не имел. а. как он сам отмечал, "однажды едва не был сбит".

Вернувшись со стажировки, Евгений Георгиевич продолжил службу в том же 300-м полку. В 1945 г. эта часть входила в состав 254-й дивизии 10-й воздушной армии. которая с началом советско-японской войны поддерживала войска 2-го Дальневосточного фронта. Дивизия действовала главным образом по наземным целям японцев, так как в воздухе противник сопротивления практически не оказывал. Особенно досталось вражеским коммуникациям и судам на реке Сунгари. В этих боях Е. Г. Пепеляев, будучи уже заместителем командира полка, совершил около тридцати боевых вылетов на Як-9Т, уничтожив паровоз и потопив катер неприятеля.

Осенью 1945-го, сразу после окончания второй мировой войны, отношения СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стали весьма напряженными, особенно на Востоке. После уходе Советской Армии из Маньчжурии в китайских портах Желтого моря стали высаживаться американские войска. В ответ в Северо-Восточный Китай были вновь посланы части 6-й гвардейской танковой армии и авиация, в том числе 300 иап, которым теперь командовал Евгений Георгиевич. Полк базировался в Мукдене. Его самолеты выполняли разведывательные полеты над пунктами высадки американцев. Это продолжалось до весны 1946 г., когда американцы. наконец, ушли. Вернулись в Забайкалье и советские части.

Осенью 1946 года Е. Г. Пепеляев был направлен на Высшие летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. Закончив их в конце следующего года, он стал заместителем командира 196- го истребительного авиаполка ВВС Московского округа. Здесь Пепеляев осваивал новую технику, принимал участие в авиационных парадах и праздниках. Так. в 1949 г. в Тушине Евгений Георгиевич впервые демонстрировал высшмй пилотаж на новом тогда Ла-15. а в следующем году вместе с В. В. Лапишным подготовил встречный пилотаж на МиГ-15. Предполагалось показать его на тушинском празднике, который, однако, не состоялся из-за непогоды. Зрители увидели этот номер через год, ко уже без Пепеляева.

В конце 1950 года, через некоторое время после начала Корейской войны полк, где подполковник Пепеляев служил тогда в должности командира. отправили в Китай. В январе 1951 г. 196 иап перебазировался на аэродром Дунь- фын. где е течение четырех месяцев проходила интенсивная подготовка к предстоящим боям. Затем последовала очередная смена дислокации: 1 апреля полк Пепеляева вместе с 176 гв. иап, также входившим в 324-ю дивизию под командованием И. Н. Кожедуба, прибыл на пограничный аэродром Аньдун (берег реки Ялуцэян) Основной задачей дивизии было прикрытие гидроэлектростанции и железнодорожного моста через Ялуцзян. Первый бой часть приняла в составе дивизии вечером того же дня. Тогда наши летчики сбили два "сейбра", но и сами потеряли два "МиГа". Е. Г. Пепеляев же открыл свой победный счет в мае. Он сбил "Сейбр". Бой протекал весьма быстро: американский летчик не заметил пепеляевский "МиГ", когда тот зашел сзади с ракурса 3/4. За это и поплатился…

Потянулись фронтовые будни, наполненные ратными заботами и тревогами. Поначалу 196 иап действовал на МиГ-15 с двигателем РД-45. а затем, через месяц-полтора, был перевооружен на МиГ-15 бис. Пвпеляеву приходилось руководить истребителями как с наземного КП. так и самому водить своих летчиков в бой. В один из сентябрьских дней ведомая им группа перехватила две шестерки самолетов F-94 "Старфайр" и сбила семь машин, из них две – на счету комполка. В разгар боев, в августе 1951 года, ему было присвоено воинское звание "полковник".

196 иап пробыл на фронте до февраля 1952 г. Последнюю свою победу полковник Пепеляев одержал 15 января, сбив очередной "Сейбр". Всего же с 1 апреля 1951 г. по 1 февраля 1952 г. он совершил 108 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил 20 самолетов: два-три F-80 "Шутинг Стар", один-два F-84G "Тандэрджет", два F-94 "Старфайр". остальные – F-86 "Сейбр".

По итогам боев в Корее Е. Г. Пепеляев занял второе место среди асов истребителей, уступив первенство Н. В. Сутягину, одержавшему 23 воздушных победы. Полк под его командованием уничтожил свыше ста вражеских машин разных типов. Правда, победы давались нелегко: в боях погибло пять летчиков. было потеряно 24 машины.

22 апреля 1952 года, после возвращения в Союз. Е. Г. Пепеляеву было присвоено звание Героя Советского Союза. В дальнейшем Евгений Георгиевич служил в разных местах и на разных должностях. В 1958 году он закончил Военную академию Генштаба. В 1973 – ушел в отставку.

Всего за свою летную жизнь Евгений Георгиевич Пепеляев налетал 2020 часов, освоив 22 типа самолетов: По-2. УТ-1, УТ-2, УСБ. Р-5. И-15, И-16. Ки-54. ЛаГГ-3. Ла-5, Лв-15, Як-3, Як-7, Як-9. Як-11, Як-12, Як-15. Як-17. Як-18, МиГ-15. МиГ-19, Су-9.

1* "Раскладка" по типам дана Е. Г. Пепеляевым по памяти. В его летной книжке имеются лишь итоговые данные по боевой работе в Корее за 1951 г.



Марк КУПФЕР Москва


В 1958 году окончил Военную академию Генерального штаба. Награжден орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды (дважды), медалями. Автор книги "МиГи" против "Сейбров".


Родился 18 Марта 1918 года в городе Бодайбо Иркутской области в семье рабочего - железнодорожника. Окончил школу ФЗУ и 1-й курс железнодорожно - строительного техникума в Омске. Работал токарем в авиационных мастерских в городе Одесса, учился в аэроклубе. С 1936 года в Красной Армии. В 1938 году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов. С Декабря 1943 года участвовал в Великой Отечественной войне. В 1947 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава.

22 Апреля 1952 года за мужество и отвагу, проявленные в период Корейской войны, командиру 196-го истребительного авиационного полка Полковнику Е. Г. Пепеляеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1958 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1973 года Полковник Е. Г. Пепеляев - в отставке. Живя в Москве, работал в научно - исследовательском институте. Награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды (дважды), медалями. Автор книги "МиГи" против "Сейбров".

Эра винтовой авиации дала нам немало славных имен. Но время брало своё. В конце 1940-х годов реактивная техника пришла на смену винтовым машинам. Новая плеяда талантливых лётчиков подхватила эстафету мастеров воздушного боя периода Великой Отечественной войны. Одним из Асов, добившихся выдающихся результатов на реактивных самолётах, является Полковник Е. Г. Пепеляев, сражавшийся в небе Кореи.

Командуя 196-м ИАП, Евгений Пепеляев провёл 108 боевых вылетов (из них 101 боевой вылет в 1951 году), в 38 воздушных боях лично сбил 20 реактивных самолётов противника. Ещё 3 победы не вошли в его официальный счёт. Его полк наряду с 17-м ИАП был лучшим по итогам боевой деятельности, уничтожив в воздушных боях 108 американских самолётов, потеряв при этом 10 машин и 4 лётчиков.

Евгений Пепеляев родился 18 Марта 1918 года в городе Бодайбо Иркутской губернии. Окончил ФЗУ, первый курс Омского железнодорожного строительного техникума. В выборе пути первостепенным было влияние старшего брата - Константина, ставшего военным лётчиком, сражавшегося в составе славного 402-го ИАП и погибшего в воздушном бою над Ильмень - озером в 1941 году. До войны, переехав в Одессу к брату, Евгений добился приема в аэроклуб, после окончания которого поступил в Одесскую военную авиационную школу, которую окончил в 1938 году. Служил на Дальнем Востоке в 300-м ИАП. Летал на И-16, ЛаГГ-3.

Великую Отечественную войну встретил в должности заместителя командира эскадрильи. Как и большинство лётчиков, несших службу в восточных округах, Евгений рвался на фронт. Однако, в действующую армию ему удалось попасть только в Ноябре 1943 года, и то не надолго - на период боевой стажировки в 162-м авиаполку 309-й истребительной авиационной дивизии 16-й 1-й Воздушной армии 2-го Белорусского фроньа. Там Пепеляев летал на самолётах Як-7Б, совершил 12 боевых вылетов, провёл лишь 3 воздушных боя. Правда, побед не имел, поскольку попал в полк в период затишья и активных боевых действий в воздухе не велось.

Вернувшись со стажировки, Евгений Пепеляев продолжил службу в том же 330-м полку. В 1945 году эта часть входила в состав уже 254-й истребительной авиадивизии 10-й Воздушной армии, которая с началом Советско - Японской войны поддерживала войска 2-го Дальневосточного фронта. Дивизия действовала главным образом по наземным целям японцев, так как в воздухе противник сопротивления практически не оказывал. Особенно досталось вражеским коммуникациям и судам на реке Сунгари. В этих боях Е. Г. Пепеляев, будучи уже заместителем командира полка, совершил около 30 боевых вылетов на Як-9Т, уничтожив паровоз и потопив катер неприятеля.

Осенью 1945 года, сразу после окончания Второй Мировой войны, отношения СССР с бывшими союзниками стали весьма напряжёнными, особенно на Востоке. После ухода Советской Армии из Маньчжурии в китайских портах Желтого моря стали высаживаться американские войска. В ответ в Северо - Восточный Китай были вновь посланы части 6-й Гвардейской танковой армии и авиация, в том числе и 300-й ИАП, которым теперь командовал Пепеляев. Полк базировался в Мукдене. Его самолёты выполняли разведывательные полёты над пунктами высадки американцев. Это продолжалось до весны 1946 года, когда американцы, наконец, ушли. Вернулись в Забойкалье и наши войска.

Осенью 1946 года Пепеляева направили на Высшие лётно

Тактические курсы усовершенствования офицерского состава. Закончив их в конце следующего года, он стал заместителем командира 196-го истребительного авиаполка ВВС Московского округа. Здесь Евгений осваивает новую технику, принимает участие в авиационных парадах и праздниках. Так, в 1949 году в Тушине Пепеляев впервые демонстрировал высший пилотаж на новом тогда Ла-15, а в следующем году вместе с В. В. Лапшиным подготовил встречный пилотаж на МиГ-15 - - один из самых рискованных и впечатляющих видов воздушного представления, когда сближающиеся с предельной скоростью самолёты расходятся в нескольких метрах. Предполагалось показать его на тушинском празднике, который, не состоялся из - за непогоды. Зрители увидели этот номер через год, но уже без Пепеляева.

В конце 1950 года, через некоторое время после начала Корейской войны 196-й авиаполк, под командованием Подполковника Е. Г. Пепеляева, отправили в Китай. В Январе 1951 года 196-й ИАП перебазировался на аэродром Дуньфын, где в течение 4-х месяцев проходил интенсивную подготовку к предстоящим боям. Затем последовала очередная смена дислокации: с 1 Апреля полк Пепеляева вместе с 176-м ГвИАП, также входившим в 324-ю истребительную авиадивизию под командованием И. Н. Кожедуба, прибыл на пограничный аэродром Аньдун (берег реки Ялуцзян). Основной задачей дивизии было прикрытие ГЭС и железнодорожного моста через реку.

Первый бой часть приняла в составе дивизии вечером того же дня. Тогда наши лётчики сбили два "Сейбра", но и сами потеряли два "МиГа". Пепеляев же открыл свой победный счёт в Мае. Он сбил F-86. Бой протекал весьма быстро: американский лётчик не заметил пепеляевский "Миг", когда тот зашёл сзади с ракурса 0/4. За это и поплатился...

Командир 196-го ИАП Е. Г. Пепеляев начал воевать в Корее на МиГ-15 с двигателем РД-45Ф 9-й серии Куйбышевского завода № 1 (серийный № 109025, бортовой № 925). Когда во второй половине Апреля 1951 года полк получил МиГ-15бис, Пепеляев пересел на самолёт 7-й серии Новосибирского завода № 153 (№ 0715368, бортовой № 768). С поступлением новых "МиГов" 13-й серии 153-го завода Пепеляеву достался самолёт № 1315325, изготовленный в начале Апреля 1951 года.

По воспоминаниям ветеранов 196-го полка, "МиГи" 13-й серии первоначально имели следующую окраску: "белый" (то есть - покрытый лишь бесцветным лаком) самолёт с корейскими опознавательными знаками в 4-х позициях (на хвостовой части фюзеляжа и нижних поверхностях плоскостей) и с четырёхзначным бортовым номером, первая пара цифр которого обозначала серию, а последняя - номер самолёта в серии.

Соответственно, пепеляевский "МиГ" имел бортовой № 1325. Позже на самолёты нанесли идентификационную окраску 324-й ИАД, каковой являлись красные носы фюзеляжей. Носы окрашивались до 4-го шпангоута, то есть до конца крышки носового отсека оборудования. При этом на левом борту первая цифра номера (единица) закрашивалась, а на правом - смывалась. Так "МиГи" 13-й серии получили трёхзначные бортовые номера. Соответственно № 1315325 сменил бортовой номер на "325", не менявшийся до окончания Корейской войны.

На "325-м" Пепеляев воевал до конца пребывания 324-й ИАД на Корейском ТВД, летая на нем практически постоянно за исключением дней, когда самолёт находился на регламентных работах или ремонтировался после боевых повреждений.

Потянулись фронтовые будни, наполненные ратными заботами и тревогами. Поначалу 196-й ИАП действовал на МиГ-15 с двигателем РД-45, а в Июне 1951 года был перевооружён уже на МиГ-15бис - новейший истребитель того времени, отличавшейся более мощными двигателями ВК-1 и эффективными воздушными тормозами. Перевооружение на эту модификацию стоило многих сил Пепеляеву и его непосредственному в то время командиру Кожедубу. В разгар боёв, в Августе 1951 года, ему присвоили воинское звание Полковник.

Пепеляеву приходилось руководить истребителями как с наземного КП, так и самому водить лётчиков в бой. Свою лучшую схватку он провёл в один из Сентябрьских дней 1951 года, когда ведомая им группа "МиГов" перехватила 12 самолётов F-94 "Старфайр" и сбила 7 машин, из них две - на счету комполка.

6 Октября 1951 года Пепеляев подбил "Сейбр", совершивший вынужденную посадку на территории, контролируемой северокорейскими войсками. В считанные часы машина была вывезена с места вынужденной посадки и вскоре эвакуирована в Советский Союз. Это был первый захваченный "Сейбр". Цена трофея была столь высока,

что, став предметом интриг, он в итоге не был засчитан Пепеляеву...

196-й ИАП пробыл на фронте до Февраля 1952 года. Последнюю свою победу Полковник Пепеляев одержал 15 Января, сбив очередной "Сейбр". Всего же с 1 Апреля 1951 по 1 Февраля 1952 года он совершил 108 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил 20 самолётов официально: один F-80 "Шутинг Стар", два F-84G "Тандэрджет", два F-94 "Старфайр", остальные - F-86 "Сейбр" и ещё 3 было незасчитано. Он имеет наивысшую результативность по формуле - количество побед на один боевой вылет - 0,19. За 5 вылетов он сбивал самолёт противника. В двух боях Пепеляев уничтожил по 2 самолёта.

Полк под его командованием уничтожил за это время свыше 100 вражеских машин различных типов. Правда, победы давались нелегко: в боях погибло 4 лётчика, было потеряно 10 машины. По итогам боев в Корее Евгений Пепеляев официально занял второе место среди Асов - истребителей, уступив первенство Николаю Сутягину, одержавшему 23 официальные победы. Однако, как выяснилось после выхода в свет воспоминаний Пепеляева о Корейской войне, ещё 2 сбитых им самолёта он записал на личный счет своего ведомого Александра Рыжкова. Таким образом, общим итогом боевой деятельности Аса стали 25 сбитых вражеских самолётов, с учётом всех неофициальных побед.

Среди причин успешной боевой работы своего полка Пепеляев называет высокую работоспособность и слётанность лётчиков, совершавших по нескольку тренировочных вылетов в сутки. "Керосина" на выучку не жалели, и это сторицей оправдалось в боях. Немаловажным представляется и тот факт, что полк лично курировал командующий авиацией МВО В. И. Сталин - жесткий и требовательный человек, толковый лётчик, командир почти с неограниченными возможностями.

Главным для лётчика - истребителя Евгений Георгиевич считает специфический талант, обретаемый от Бога, а из благоприобретённых качеств - "умение пользоваться глазами". Очень скромный и исключительно дисциплинированный человек, профессионал высочайшего класса, Пепеляев овладел искусством лётчика - истребителя как никто другой. Талантливый командир, он всегда был человеком чести - Офицером с большой буквы, хотя честь нередко становится антиподом карьеры.

22 Апреля 1952 года, после возвращения в Союз, Евгению Георгиевичу Пепеляеву было присвоено звание Героя Советского Союза. В дальнейшем он служил в различных местах и на разных должностях. В 1958 году закончил Военную академию Генерального штаба. С 1973 года Полковник Е. Г. Пепеляев - в запасе. Всего за свою лётную жизнь налетал 2020 часов и освоил 22 типа самолётов, среди них реактивные истребители: Як-15, Як-17, Як-25, Ла-15, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Су-9. Летал он до 1962 года. В заключении хочется привести отрывок из воспоминаний Евгения Георгиевича, касающийся его лично:

Несколько слов о себе. В Рабоче - Крестьянской и Советской армии в общей сложности прослужил 37 лет, из них 16 лет в ВВС и 21 год в ПВО. На лётной работе находился 25 лет. Командовал авиаполком, авиадивизией. Списался в 1962 году, после того как в воздухе при большой перегрузке лопнул кровеносный сосуд слухового нерва правого уха. За свою службу никогда не просил должностей, званий и наград. Воинские звания от Младшего лейтенанта до Полковника, все ордена получил во время службы в ВВС, пять орденов и Золотую Звезду Героя за участия в боевых действиях Корейской и Отечественной войн, два раза за освоение реактивной техники, один за выслугу лет и один в день 50-летия Победы (всем давали, дали и мне).

Главной заслугой перед Отечеством считаю свое активное участие в Корейской войне. Знаю, что из советских лётчиков, воевавших в Корее, больше меня реактивных самолётов противника никто не сбил, что подтверждается архивными документами (журналы и альбомы сбитых самолётов). Один сбитый мною американский самолёт - истребитель Ф-86 "Сейбр" с исправным пилотажным, навигационным, электронным оборудованием и вооружением был доставлен в Москву (победу официально приписали лётчику 176-го Гвардейского авиаполка Майору Шеберстову).

Знаю, что командир 324-й истребительой дивизии, в которой я воевал, Трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб представлял меня к званию Дважды Героя и 6 лётчиков - асов моего полка к званию Героя Советского Союза. Однако, по прибытии из Кореи 324-ю авиадивиизию передали из ВВС в состав ПВО страны. Начальство же ПВО, защищая свои амбиции, все эти документы положило под сукно, где они и лежат до сих пор...

Евгений Георгиевич Пепеляев (18 марта 1918, Бодайбо - 4 января 2013, Москва) - лётчик-истребитель, командир истребительного авиаполка, наиболее результативный ас войны в Корее, Герой Советского Союза (1952).

Биография

Пепеляев родился 18 марта 1918 года в городе Бодайбо Иркутской губернии. Окончил школу ФЗУ, первый курс Омского железнодорожного строительного техникума. В выборе пути первостепенным было влияние старшего брата - Константина, ставшего военным лётчиком, сражавшегося в составе 402-го ИАП и погибшего в воздушном бою над озером Ильмень в 1941 году. До войны, переехав в Одессу к брату, Евгений добился приёма в аэроклуб, после окончания которого поступил в Одесскую военную авиационную школу, которую окончил в 1938 году.

Служил на Дальнем Востоке (на территории села Бабстово Ленинского района Еврейской автономной области) в 300-м ИАП. Летал на самолётах И-16, ЛаГГ-3. В ноябре 1943 года был направлен на стажировку на фронт. В составе 162-го ИАП, действовавшего на Белорусском фронте, провёл 12 боевых вылетов на Як-7Б.

Летом 1945 года замкомандира 300-го ИАП капитан Пепеляев участвовал в прикрытии войск 2-го Дальневосточного фронта, действовавшего против японских вооружённых сил. Совершил здесь более 30 боевых вылетов на Як-9Т. Осенью 1945 года, после того как американские войска начали высаживаться в портах Жёлтого моря, Пепеляев будучи уже командиром 300-го ИАП был откомандирован в Северо-восточный Китай.

В декабре 1947 года окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава и был назначен заместителем командира 196-го ИАП, части, лётчики которой одними из первых освоили реактивные самолёты: в 1949 - Ла-15, а весной 1950 - МиГ-15. Лётный талант Пепеляева был замечен, и его привлекают для участия в авиационных парадах. В паре с военным летчиком Валентином Лапшиным, первыми в стране, они продемонстрировали так называемый встречный пилотаж на МиГ-15 - один из самых рискованных и впечатляющих видов воздушного представления, когда сближающиеся с предельной скоростью самолёты расходятся в нескольких метрах.

В 1949 году он назначен командиром 196-го истребительного авиационного полка, а на следующий год полк был направлен в Китай для участия в Корейской войне. 196-й истребительный авиаполк наряду с 17-м ИАП был лучшим по итогам боевой деятельности, уничтожив в воздушных боях 108 американских самолетов, потеряв при этом 10 машин и 4 лётчиков. Свою первую победу Пепеляев одержал в середине мая 1951 года, открыв счёт сбитых «Сейбров». За время боевых действий в Корее он сменил три МиГ-15 с бортовыми номерами 325, 925 и 760. Сам сбит не был, хотя «325» пришлось списать из-за деформаций фюзеляжа и оперения, произошедших во время воздушных боёв. С июня 1951 года Пепеляев и лётчики его полка одними из первых в стране стали летать на МиГ-15бис, новейшей машине того времени, отличавшейся более мощным двигателем ВК-1 и эффективными воздушными тормозами.

Пепеляев провел лучший бой в сентябре 1951 года, когда в численно равном бою с 8-ю американскими машинами лётчики ведомой им группы сбили 4 самолёта, из них 2 уничтожил он сам. 6 октября командир подбил «Сейбр», совершивший вынужденную посадку на территории, контролируемой северокорейскими войсками. В считанные часы машина была вывезена с места вынужденной посадки и вскоре эвакуирована в Союз. Это был первый захваченный «Сейбр». Цена трофея была столь высока, что, став предметом интриг, он в итоге не был засчитан Пепеляеву.

Всего Пепеляев совершил в Корее 108 боевых вылетов (из них 101 боевой вылет в 1951 году), в 38 воздушных боях одержал 23 победы над реактивными самолётами противника (1 F-80, 2 F-84, 2 F-94, 18 F-86 «Sabre»). Три победы он отдал своему ведомому А. Рыжкову, и они не вошли в официальный счёт Пепеляева; таким образом, официально ему были зачислены 20 побед. Сам Пепеляев в беседе с историками воздушной войны в Корее Юрием Тепсуркаевым и Леонидом Крыловым сказал по поводу своих воздушных побед следующее: «В двенадцати я уверен. Это точно на все 100 %. Если натянуть, то, может быть, пятнадцать».

Случайные статьи

Вверх