Пример расшифровать код бюджетной классификации расхода бюджета. Коды бюджетной классификации. Ведомственная классификация расходов бюджета

КБК пени по страховым взносам - в 2018-2019 годах в них вносились изменения. Причем происходило это дважды. Не запутаться в кодах и верно уплатить пени вам поможет эта статья. А заодно расскажем, и как их посчитать.

Расчет пени по страховым взносам в 2018 - 2019 годах

С 2017 года правила определения суммы пени регламентируются п. 4 ст. 75 НК РФ, содержащим 2 формулы расчета, при которых сумма задолженности умножается на количество дней просрочки и на ставку, равную:

  • 1/300 ставки рефинансирования — применяется для физлиц и ИП (независимо от числа дней задержки оплаты) и для юрлиц, допустивших просрочку платежа не больше чем на 30 календарных дней;
  • 1/150 ставки рефинансирования — действует только для юрлиц и только для периода задержки оплаты, превысившего 30 календарных дней, при этом за 30 дней задержки будет применена ставка 1/300.

«Несчастные» взносы, которые продолжает курировать ФСС, подчиняются порядку, описанному в ст. 26.11 закона «О соцстраховании от несчастных случаев и производственного травматизма» от 24.07.1998 № 125-ФЗ, и рассчитываются по аналогичной вышеописанным формуле с применением ставки 1/300 ставки рефинансирования.

Ставка рефинансирования в каждом из приведенных расчетов берется в реально действовавших ее значениях в периоде просрочки. То есть если она в периоде расчета менялась, то такой расчет будет разбит на несколько формул, использующих свои ставки рефинансирования.

Заполнение платежки при уплате пени

Различия между уплатой суммы налога и пени заключаются в заполнении нескольких полей платежного поручения:

  • Поле 106 «Основание платежа» при уплате пеней приобретает значение «ЗД» при добровольном расчете и погашении задолженности и пени, «ТР» — по письменному требованию контролирующего органа или «АП» — при начислении пени по акту проверки.
  • Поле 107 «Налоговый период» — ставить в нем значение, отличное от 0, нужно только при уплате пени по налоговому требованию. В этом случае поле заполняется по значению, указанному в таком требовании.
  • Поля 108 «Номер документа» и 109 «Дата документа» заполняются в соответствии с реквизитами акта проверки или налогового требования.

Кроме того, для уплаты пеней предусмотрены специальные КБК (поле 104), утвержденные письмом ФНС России от 30.12.2016 № ПА-4-1/25563, которые принимают разные значения в зависимости от вида страхования и периода, за который пени были начислены:

Вид страхования

Пени за 2010-2016 годы

Пени за 2017-2019 годы

Пенсионное

182 1 02 02010 06 2100 160

182 1 02 02010 06 2110 160

Медицинское

182 1 02 02101 08 2011 160

182 1 02 02101 08 2013 160

По нетрудоспособности и материнству

182 1 02 02090 07 2100 160

182 1 02 02090 07 2110 160

Что же касается взносов на травматизм, то, поскольку они остались в ведении ФСС, реквизиты платежей и КБК пеней не изменились — 393 1 02 02050 07 2100 160.

Как соблюсти срок оплаты по соцвзносам, читайте в этом материале .

КБК для уплаты пени по доптарифам страховых взносов с 23.04.2018

Минфин своим приказом от 28.02.2018 № 35н обновил КБК для пеней и штрафов по доптарифам страхвзносов, уплачиваемых в ПФР за «вредников».

Напомним, что доптарифы на страхвзносы установлены для налогоплательщиков с «вредными» видами работ, по которым у сотрудника появляется право выхода на досрочную пенсию (утв. пп. 1-18 п. 1 ст. 30 закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ). Величина доптарифов зависит от класса опасности, установленного спецоценкой.

Приказ № 35н был введен в действие с 23.04.2018. С этой же даты КБК пеней (и штрафов) стали зависеть от результатов спецоценки, а деление по периодам (до 2017 года или после) было отменено. КБК для этого периода вы увидите в таблице ниже.

Впоследствии КБК по этим пеням менялись еще дважды. Об этих изменениях читайте далее.

Изменения в КБК в 2019 году

Актуальные КБК по страхвзносам, включая измененные с 14.04.2019, можно увидеть, скачав нашу таблицу.

Последствия ошибок при уплате пени

Со вступления в силу последних изменений казначейство и ФНС России совместно организовали работу по самостоятельному уточнению платежей, которым в системе был присвоен статус невыясненных (письмо ФНС России от 17.01.2017 № ЗН-4-1/540@). Поэтому если на бюджетный счет поступят средства по неправильным реквизитам, казначейство направит платеж куда нужно. Но это относится не ко всем ошибкам. Для вашего удобства мы подготовили таблицу по определению дальнейших действий в зависимости от вида допущенной ошибки:

Ошибка в платежном поручении

Последствия

ИНН, КПП, наименование получателя, поле 104, 106, 107, 108, 109

Платеж подлежит автоматическому уточнению. Для ускорения процесса можно написать уточняющее письмо в налоговую

Платежные реквизиты (№ счета, БИК, наименование банка)

Оплата не зачислится на лицевой счет. Требуется написать письмо в банк для отмены платежа, если он еще не был исполнен, либо обращение в ФНС для его возврата. Во втором случае рекомендуется продублировать платеж по верным реквизитам во избежание возникновения недоимки

Сумма платежа

Если платеж совершен на большую сумму, тогда необходимо написать письмо для зачета переплаты на другой КБК. Если же было заплачено меньше, чем нужно, тогда необходимо совершить доплату

Итоги

Правила расчета пеней по взносам с 2017 года подчинены требованиям НК РФ. Соблюдение особых требований, предъявляемых к платежным документам на перечисление пеней, необходимо при оформлении платежного поручения на уплату этого платежа. В некоторых случаях ошибки, допущенные в платежном документе, не становятся препятствием для зачисления платежа на правильный счет казначейства.

В официальных документах содержится множество классификационных и цифровых кодов, которые не сразу бывают понятны и ясны. Чтобы разобраться в них, потребуется некоторое время. Так, знание о том, что такое КБК, позволит не испытывать никаких затруднений по поводу расшифровки данного цифрового кода. Тем более что из многих документов можно почерпнуть гораздо больше сведений, чем может показаться на первый взгляд.

Что такое КБК

КБК расшифровывает как «код бюджетной классификации», так что ничего сложного или необычного в этих цифрах нет. Цифровая последовательность, которой представлен каждый отдельно взятый код, является инструментом для того, чтобы проанализировать финансовые потоки, посредством которых в государственный бюджет попадают деньги. Ведь происходит это самыми разными способами: через налоги и пошлины, штрафы и пени, комиссии и сборы — и всё это требует учёта и анализа.

Данный код в зашифрованном виде содержит информацию об источнике платежа, о форме, в которой деньги поступают, и о том, на что они могут быть потрачены. Ведь само собой разумеется, что бюджет — это сложный инструмент финансового планирования, а не просто «копилка», в которую набирают деньги. Такая многоуровневая система перераспределения требует строгой регламентации, и КБК в этом деле оказываются просто незаменимы.

До того, как были введены данные условные обозначения, обычно использовались упоминаниями о платежах (источник, назначение), и эти данные было довольно трудно классифицировать и анализировать. На сегодняшний день всё это стало гораздо проще, поскольку каждый бюджетный рубль имеет адресата и отправителя. Максимальная конкретизация сведений позволяет верно направлять денежные потоки и не испытывать никаких проблем и трудностей с принятием решений.

В качестве примера можно привести транспортный налог. Он распределяется по налогоплательщикам — физическим лицам и организациям. Деньги, которые были получены от организаций, направляются на то, чтобы улучшить экологию и повысить безопасность дорожного движения, развить инфраструктуру. А деньги, пришедшие от физических лиц, направляются на строительство и ремонт дорог. Собирая и анализируя данные, Федеральная налоговая служба может лучше понимать, где нужно отрегулировать сбор налогов в ту или иную сторону, чтобы налоговое бремя не отягощало тех, кто не будет иметь никакого отношения к соответствующему сегменту расходования средств. Благодаря КБК, делать это ещё проще. Денежные потоки формируются так, чтобы направлять точно туда, где они нужнее всего. Сама же структура данных кодов соответствует положениям Бюджетного кодекса РФ.

В налоговых платежах каждому предприятию необходимо указывать свой код , то есть код территориальной принадлежности. Таким образом, можно составить максимально полную картину собираемости налогов и в отдельном регионе, и во всей стране, то есть в любом желаемом масштабе. Но это не значит, что КБК имеет предельно простую структуру — в данной системе ещё надо разобраться.

Пример анализа структуры КБК

Поскольку новые КБК появляются довольно редко, обычно понимание структуры уже существующих кодов позволяет разбираться практически во всех возможных случаях. А знание общих правил позволяет сориентироваться даже новичку в этом деле.

Рассмотрим на примере транспортного налога, в котором данные цифры анализировать очень удобно. Всего в последовательности содержится 20 цифр. Предположим, они будут иметь следующий вид:

182 1 06 04011 02 1000 110.

Рассмотрим порядок цифр и их назначение подробнее. Всего можно подразделить строку на четыре блока: административный, доходный, программный и классифицирующий.

Административный блок

Первые три цифры формируют так называемый признак администратора поступлений. Идущие в примере цифры «182» обозначают налоговый сбор. Взносы, которые идут во внебюджетные фонды, имеют другие коды. Например, «393» для Фонда социального страхования, а «392» — для Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования.

Доходный блок

В блок доходов включаются несколько информационных сообщений сразу. Первое из них выражено одной цифрой и обозначает вид поступления платежа. Так, цифра «1» значит, что он пришёл в виде налога, «2» — что пришёл в виде безвозмездного поступления, «3» — от бизнеса, и так далее.

От первого знака отделены ещё два, которые образуют подгруппу дохода, то есть обозначают, на какие цели предназначается данное денежное поступление. Это два знака, которые могут обозначать следующее:

  • 01 — налог на прибыль и подоходный налог;
  • 02 — налог или сбор на социальные нужды;
  • 03 — налог на продукцию (товары или работу;), реализуемую на территорию РФ;
  • 04 — налог на товар, ввезённый на территорию РФ;
  • 05 — налог на совокупный доход;
  • 06 — имущественный налог;
  • 07 — налог на использование природных ресурсов;
  • 08 — госпошлина;
  • 09 — задолженность по отменённому налогу, сбору или любому другому обязательному платежу;
  • 10 — доход от внешней экономической деятельности;
  • 11 — доход от пользования государственным и муниципальным имуществом;
  • 12 — платёж при использовании природных ресурсов;
  • 13 — доход от оказания платных услуг;
  • 14 — доход от продажи активов (материальных и нематериальных);
  • 15 — административный платёж или бор;
  • 16 — штраф, санкция, деньги на возмещение ущерба;
  • 17 — другие доходы неналогового характера;
  • 18 — бюджетный доход РФ от возврата остатка от субвенций и субсидий за прошлые годы;
  • 19 — возврат субвенций и субсидий за прошлые годы.

Если цифра группы — не «1» (налог), а «3» (бизнес), то подгруппа будет иметь другое значение, а именно:

  • 01 — доход от собственности по деятельности, приносящей доход (предпринимательской или любой другой);
  • 02 — рыночная продажа продукции;
  • 03 — безвозмездное поступление от деятельности, приносящей доход (предпринимательской или любой другой);
  • 04 — целевое отчисление от государственной или муниципальной лотереи.

Также в данный блок входят группа и подгруппа (соответственно две и три цифры подряд). Следующий элемент определяет код бюджета и состоит из двух цифр, обозначаемых так:

  • 01 — федеральный бюджет;
  • 02 — бюджет субъекта федерации;
  • 03 — местный бюджет;
  • 04 — бюджет городского округа;
  • 05 — бюджет муниципального района;
  • 06 — бюджет ПФР РФ;
  • 07 — бюджет ФСС РФ;
  • 08 — бюджет ФФОМС РФ;
  • 09 — бюджет ТФОМС;
  • 10 — бюджет поселения.

В рассматриваемой последовательности «1» — это группа, «06» — это подгруппа, «04» — это статья, «011» — подстатья, а «02» — это элемент.

Программный блок

Несколько цифр, идущих подряд в этом блоке, означают программу или подпрограмму, то есть вид платежа. Обозначается это следующим образом:

  • 1000 — налоги и сборы;
  • 2000 — проценты и пени;
  • 3000 — штрафы.

Классификационный блок

Последние три цифры кода классифицируют экономическую деятельность в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Обозначение проводится следующим образом:

  • 010 — налоговый доход;
  • 151 — поступление из другой бюджетной системы РФ;
  • 152 — перечисление от международной организации или от правительства иной страны;
  • 153 — перечисление от международной финансовой организации;
  • 160 — взнос или отчисление на социальные нужды;
  • 170 — доход от операций, проведённых с активами;
  • 171 — доход от переоценка активов;
  • 172 — доход от реализации активов;
  • 180 — прочие виды дохода;
  • 410 — уменьшение стоимости основных средств;
  • 420 — уменьшение стоимости активов, которые не были созданы;
  • 440 — уменьшение стоимости материальных запасов.

Таким образом, можно довольно легко структурировать и проанализировать любой КБК. Во-первых, это позволяет самостоятельно, без посторонней помощи, определить назначение денежных средств. Во-вторых, именно это позволяет избегать ошибок при заполнении отчётной и прочей документации.

Источники кодов

Чтобы получать правильные коды, существует официальный источник, с которым можно ознакомиться тут: . Именно он содержит полный список условных обозначений, которые используются при классификации платежей. Сама система уже существует достаточно давно и прошла, что называется, проверку временем. Что-то новое в неё добавляется сравнительно редко, поскольку она носит всеобъемлющий характер. Обычно новые коды предназначаются для очень узких или специфичных платежей, вплоть до отдельных отраслей бизнеса или даже отдельных организаций.

Пример КБК для ЕНВД

Довольно актуальным для предпринимателей будет КБК 2014, хотя он и остался без изменений. Следует, однако, учитывать, что по приказу Министерства финансов код претерпит некоторые изменения в 2014 и 2015 годах. Поэтому следует отслеживать эти изменения на законодательном уровне, хотя за последнее время никаких особых перемен не отмечалось.

Блоки цифр в этом коде — такие же, как в любом другом. Уплачивая ЕНВД, предприниматель указывает такую последовательность:

182 1 05 02010 02 1000 110.

Можно отметить следующие особенности данного платежа:

  • Он уплачивается в бюджет (182).
  • Форма платежа — налог (1).
  • Сумма исчисляется на основе совокупного дохода (05).
  • Платёж классифицирован по статье и подстатье «02010».
  • Элемент указывает, что платёж будет переведён в бюджет субъекта федерации (02).
  • Платёж является прямым, то есть не представляет собой ни штраф, ни пеню за просрочку (1000).
  • Платёж представляет собой налоговый доход государства (классификационный код — «110»).

Как можно заметить, никаких сложностей тут нет. Например, если необходимо уплатить штраф, код будет иметь вид:

182 1 05 02010 02 3000 110.

Как можно увидеть, в предпоследнем блоке стоит «3000», а не «1000», и именно это свидетельствует о том, что речь идёт о штрафе. Если же это будет процент или пеня, то будет указан код «2000».

Пример КБК для УСН

Не менее востребован КБК 2014 года. Этот код будет иметь следующий вид (при выборе объекта налогообложения «доходы»):

182 1 05 01011 01 1000 110.

Можно увидеть несколько отличий от приведённого ранее примера кода для ЕНВД. А именно:

  • Платёж идёт в статью и подстатью «01011».
  • Согласно элементу «01», платёж идёт в федеральный бюджет.

Если же речь идёт об «упрощёнке» при выборе налогообложения по доходам за вычетом расходов, то КБК будет иметь вид:

182 1 05 01021 01 1000 110.

Можно увидеть изменение в блоке статьи и подстатьи, где теперь указано «01021». Именно это свидетельствует, что налог начисляет на «доходы минус расходы». Правила составления кода также не менялись за последнее время.

Все происходящие перемены важно отслеживать, но общая схема использования системы КБК остаётся прежней, и пользоваться не так уж сложно, если разобраться.

Некоторые КБК, указываемые предпринимателями при перечислении налогов и страховых взносов, едины для всех ИП, независимо от применяемого режима налогообложения. А некоторые коды бюджетной классификации «предназначаются» все-таки конкретному режиму.

КБК: взносы ИП-2019

КБК по страховым взносам представляют самую большую группу кодов, которые необходимы предпринимателям абсолютно всех режимов налогообложения.

ИП-работодатели при заполнении платежек по страховым взносам в 2019 году должны указывать следующие КБК:

Вид взноса КБК
Страховые взносы на ОПС 182 1 02 02010 06 1010 160
Страховые взносы на ОМС 182 1 02 02101 08 1013 160
Страховые взносы на ВНиМ 182 1 02 02090 07 1010 160
Страховые взносы «на травматизм» 393 1 02 02050 07 1000 160
Дополнительные страховые взносы на ОПС за работников, которые трудятся в условиях, дающих право на досрочную пенсию, в том числе:
182 1 02 02131 06 1010 160
- для занятых на работах с вредными условиями труда (п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ 182 1 02 02131 06 1020 160
) (доптариф не зависит от результатов спецоценки) 182 1 02 02132 06 1010 160
- для занятых на работах с тяжелыми условиями труда (пп. 2-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ ) (доптариф зависит от результатов спецоценки) 182 1 02 02132 06 1020 160

КБК: взносы ИП за себя

КБК по взносам ИП за себя также едины для всех, независимо от применяемого режима.

КБК для ИП на ОСН в 2019 году

Предприниматели-общережимники являются плательщиками НДФЛ в части своих доходов и плательщиками НДС:

КБК для ИП на спецрежимах в 2019 году

Для каждого спецрежимного налога утвержден свой КБК.

Случайные статьи

Вверх